Домой / Дача / Основные фирмы керамических масс. Масса керамическая. Для реализации общей цели студент должен уметь

Основные фирмы керамических масс. Масса керамическая. Для реализации общей цели студент должен уметь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Требования к зубным протезам. Металлокерамические зубные коронки: технология изготовления, показания и противопоказания к применению. Основные понятия и определения металлокерамики. Алгоритм действий при изготовлении металлокерамических протезов.

    реферат , добавлен 02.05.2016

    Дефекты твердых тканей коронки зуба. Одонтопрепарирование для металлической коронки. Последовательность проведения одонтопрепарирования. Получение оттисков слепочной массой. Проверка конструкции протеза. Показания к применению искусственных коронок.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Характеристика искусственной коронки как вида протезирования. Показания и противопоказания к установке. Препарирование зубов и получение слепков. Моделирование и получение гипсового штампика. Этапы изготовления штампованно паяных мостовидных протезов.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2014

    Показания к изготовлению цельнолитых коронок, клинические и лабораторные этапы их изготовления. Двухэтапная методика получения двухслойных оттисков эластомерами. Изготовление цельнолитой коронки на моляр на базе Стоматологической поликлиники г. Уфы.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2017

    Характеристика главных особенностей установки металлокерамических и металлопластмассовых коронок. Препарирование твердых тканей зубов для изготовления несъемных протезов, под металлическую штампованную и цельнолитую коронку. Устойчивость реставрации.

    презентация , добавлен 21.02.2017

    Клинико-лабораторные этапы изготовления металлокерамического и металлопластмассового мостовидных протезов. Особенности препарирования зубов. Создание каркаса и восковой модели протеза. Медикаментозная обработка и припасовка готового протеза в полости рта.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Особенности применения штифтового протеза при субтотальном или полном разрушении естественной коронки зуба, как самостоятельного протеза, для фиксации несъемных протезов. Классификация современных штифтовых конструкций и показания к их применению.

    презентация , добавлен 13.11.2014

    Широкий арсенал средств для восполнения дефектов твердых тканей зубов в современной стоматологии. Вкладка как несъемный протез части коронки зуба и восстановление анатомической формы зуба с её помощью. Противопоказания эндодонтического лечения зубов.

  • Тема 8. Ч.1. Обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Организационная структура практического занятия (кратки методические указания к работе на практическом занятии)
  • 1. Жалобы.
  • 2. История жизни больного.
  • 3. История настоящего заболевания.
  • 4. Семейный анамнез.
  • «Обследование больного в клинике ортопедической стоматологии»
  • «Основные жалобы ортопедического больного с общей симптомалогией»
  • «Обследование больного в клинике ортопедической стоматологии»
  • «Поликлинические методы исследования»
  • Медицинская документация врача ортопеда-стоматолога
  • Клинические методы исследования
  • Инструментальные аппараты и инструмент, применяемые при клиническом обследовании
  • Диагноз состоит из 2-х частей:
  • Компоненты основного заболевания
  • Критерии установления основного заболевания:
  • Классификации дефектов зубных рядов
  • Классификации дефектов зубных рядов по БетельмануА. И.
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Тема 8.Ч.2. : Дополнительные методы обследования больных вклинике ортопедической стоматологии. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Организационная структура практического занятия (кратки методические указания к работе на практическом занятии)
  • Лабораторные методы исследования включают в себя следующие виды.
  • Лабораторные и инструментальные методы обследования в клинике ортопедической стоматологии
  • «Инструментальные методы исследования»
  • Лабораторные методы исследования
  • Подготовка полости рта к протезированию
  • Подготовка полости рта к протезированию
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Задание для определения уровня усвоения изучаемого материала
  • Тема 9: Классификация оттисков и оттискных материалов, их характеристика. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Организационная структура практического занятия (кратки методические указания к работе на практическом занятии)
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Задание для определения уровня усвоения изучаемого материала
  • Тема 10. Твердокристализующиеся оттискные материалы, их характеристика и использование. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Организационная структура практического занятия (кратки методические указания к работе на практическом занятии)
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Задание для определения уровня усвоения изучаемого материала
  • Тема 11.: термопластичные оттискные материалы. Их характеристика и использование. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Организационная структура практического занятия (кратки методические указания к работе на практическом занятии)
  • Принципы работы с термопластическими оттискными массами
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Тема 12: альгинатные оттискные материалы.
  • Альгинатные оттискные материалы.
  • Тема 13: силиконовые оттискные материалы.
  • Методика получения двухлойного оттиска
  • Тема 14. Материалы для дублирования моделей и материалы для изготовления огнеупорных моделей
  • Тема 15. Получение моделей челюстей. Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти
  • Методика загипосвки моделей в артикулятор-окклюдатор.
  • Методика загипсовки моделей в артикуляторе.
  • Тема 16: Моделировочные материалы. Технологическая карта практического занятия
  • Тема 17 ч.1.: Пластмассовые стоматологические материалы. Стадии, режимы полимеризации. Технологическая карта практического занятия
  • Тема 17 ч.2.: Керамические массы и ситаллы. Технологическая карта практического занятия
  • Тема 18 ч.1: Конструкционные сплавы металлов для зубных протезов. Технологическая карта практического занятия
  • Состав наиболее распространенных легкоплавких сплавов (в % по массе)
  • Технологическая карта практического занятия
  • Тема 19 ч.1: Клиническое применение вкладок. Технологическая карта практического занятия
  • Тема 19 ч.2. Клиническое применение штифтовых зубов. Технологическая карта практического занятия
  • Требования, предъявляемые к корню.
  • Упрощенные конструкции штифтовых зубов.
  • Лабораторный способ.
  • Коронка Логана и Девиса.
  • Тема 20. Клиническое применение штампованных коронок. Технологическая карта практического занятия
  • Правила препарирование зуба под полную искусственную коронку.
  • Методика препарирования зуба под коронку.
  • Тема 21. Клиническое применение пластмассовых коронок технологическая карта практического занятия
  • Особенности клинических приемов изготовления пластмассовых коронок.
  • Тема 22: Клиническое применение комбинированных коронок технологическая карта практического занятия
  • Задания для самоконтроля и самокоррекции
  • Задания для определения уровня усвоения изучаемой темы
  • Тема 27 ч. 1.: Клиническое использование комбинированных мостовидных протезов (пластмасса). Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Задания для определения уровня усвоения изучаемой темы
  • Тема 27 ч. 2.: Клиническое использование комбинированных мостовидных протезов (керамика). Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Задания для самоконтроля и самокорекции начального уровня знаний
  • Тема 28.: Клиническое использование частичных съемных протезов. Технологическая карта практического занятия
  • Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности
  • Учебная информация, необходимая для изучения данной темы
  • Стоматологические оттискные материалы. Характеристика оттисков (слепков) и методика их получения
  • Задание для самоконтроля и самокоррекции начального уровня знаний
  • Задание для определения уровня усвоения изучаемого материал
  • Тема 29: Клиническое применение бюгельных протезов технологическая карта практического занятия
  • Планирование дугового протеза
  • Методика получения функционального оттиска
  • Технология изготовления рабочих моделей
  • Задания для определения уровня усвоения изучаемой темы
  • Тема 30. Клиническое применение полных съемных протезов технологическая карта практического занятия
  • Задания для самоконтроля и самокоррекции
  • Задания для определения уровня усвоения изучаемой темы
  • Тема 17 ч.2.: Керамические массы и ситаллы. Технологическая карта практического занятия

    Этапы практического занятия

    Время в мин.

    Оснащение

    Место проведения

    Организация занятия и подготовка рабочих мест

    Наглядные пособия, стенды, фантомы, таблицы.

    Учебная комната

    Разбор учебных вопросов домашнего задания

    Материалы и наглядные пособия. Стенд: «Керамические массы, используемые в ортопедической стоматологии»

    Зуботехническая лаборатория кафедры

    Демонстрация практических навыков к самостоятельной работе студентов

    Материалы и наглядные пособия. Стенд: «Керамические материалы отечественного и зарубежного производства».

    Учебная комната

    Самостоятельная работа студентов при консультативной помощи преподавателя

    Тестовые задания для контроля усвоения темы

    Учебная комната

    Проведение итога занятия и домашнее задание

    Учебная комната

    Актуальность темы. Студент должен понимать, что от правильно выбранной керамической массы зависит полноценное восстановление нормальной эстетики и функции при лечении ортопедических больных.

    ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

    Ознакомиться с физико-механическими свойствами керамических масс и уметь подобрать их цвет соответственно естественным зубам. Знать виды керамических масс, используемых в ортопедической стоматологии.

    ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

    Конкретные цели

    Цели начального уровня знаний

    1. Знать и уметь объяснить понятие «Облицовочные материалы».

    1. Уметь перечислить представителей основных облицовочных материалов.

    2. Знать классификацию керамических масс, используемых для облицовки кметаллических каркасов.

    2. Уметь перечислить представителей керамических масс.

    3. Знать основные физико-механические свойства металлокерамических масс.

    3. Уметь указать основных компоненты металлокерамических масс, влияющих на их физико-механические свойства.

    4. Назвать цель облицовочных лабораторных манипуляций.

    4. Уметь перечислить оборудование и инструменты используемое в процессе нанесения керамической массы.

    5. Указать цель и последовательность этапов нанесения керамичской массы и условия, необходимые для её структурирования.

    5. Уметь подобрать цвет керамической массы соответственно естественным зубам.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Классификация фарфоровых масс, характеристика, свойства.

    Фарфоровые массы для металлокерамики, характеристика.

    Фарфоровая масса МК, характеристика.

    Ситаллы, характеристика.

    5. Классификация керамических масс для фарфора и металлокерамических протезов, их характеристика, свойства.

    6. Требования, предъявляемые к керамическим массам.

    УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

    1. Копейкин В.Н. Демнер М.М. Зубопротезная техника, М., Медицина, 1985,

    2. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология, 1984.

    3. Гернер М.И., Нападов М.А. Материаловедение в стоматологии, М., Медицина, 1964.

    4. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль–Хаким А. Ортопедическая стоматология. Смоленск, 2000, с. 116–124, 124–130, 139–146.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (кратки методические указания к работе на практическом занятии)

    В начале-занятия преподаватель проводит перекличку студентов и назначает дежурного, называет тему и цель занятия, выясняет непонятные вопросы, которые возникли у студентов при самоподготовке. Затем проводит разбор учебных вопросов по теме, по заданию УИРС, и методикам отработки практических навыков в соответствии с методической разработкой, путем активного опроса всех студентов группы. Преподаватель ориентируется на объем знаний, который студенты приобрели при самостоятельном изучении соответствующего материала в учебниках, лекциях и методических указаниях для студентов, а также при выполнении задания УИРС в альбомах-тетрадях самоподготовки. Кроме того, преподаватель, на свой выбор, может производить проверку домашнего задания в устной форме или письменной, а так же в смешанной - устно-письменной форме. При этом преподаватель использует кроме учебных вопросов текущего занятия проблемно-ситуационные задачи и вопросы тест-контроля.

    После проверки подготовки студентов к учебному занятию, преподаватель самостоятельно или с помощью зубного техника демонстрирует выполнение практических заданий на лабораторных этапах изготовления зубных протезов по теме занятия.

    При этом преподаватель ориентируется на количество практических навыков предусмотренных для отработки студентами по данной теме, а также уровень их усвоения. Таким образом, в этом разделе занятия конкретизируются следующие вопросы: что студент должен уметь? Что знать? Что должен понимать?

    Студент должен знать о фарфоровых массах, применяемых в ортопедической стоматологии. Студент должен уметь с помощью расцветки «Vita» подобрать нужный цвет естественных зубов. Студент должен понимать, что от правильно выбранной керамической массы зависит полноценное восстановление норм эстетики и функции при лечении ортопедический больных.

    Практическое занятие студенты отрабатывают на фантомных больных под руководством преподавателя. С помощью расцветки уметь подобрать нужный цвет керамической массы под цвет естественных зубов. Техник демонстрирует виды керамических масс, используемых при изготовлении металлокерамических протезов.

    В процессе работы преподаватель консультирует и оценивает самостоятельную работу каждого студента группы и разъясняет причины допущенных ошибок и исправление неточностей при выполнении практического задания.

    В конце занятия преподаватель выставляет зачет за УИРС, оценку за устный или письменный ответ, за самостоятельную практическую работу, подписывает протоколы лабораторного занятия, а также объявляет тему следующего занятия и вопросы для повторения.

    Фарфор и металлокерамика. Общие сведения. Одним из основных требований, предъявляемых к несъемным зубным протезам (коронки, мостовидные протезы) является эластичность. Для достиже­ния данной цели используют пластмассовые или керамические материалы (фарфор). Применение фарфора в стоматологии насчитывает более чем двухсотлетнюю историю. Однако первыми были единичные попытки изготовления съемных проте­зов из фарфора при полном отсутствии зубов, затем отдельных зубов, коронок. Несовершенство соста­вов фарфоровых масс и технологии изготовления протезов долгое время не позволяло широко приме­нять их в практике. В 30–х годах для создания несъемных протезов, кроме металла, были предло­жены акриловые пластические массы. Простота изготовления протезов из пластмассы и их удовлет­ворительный первоначальный внешний вид вселя­ли надежду на то, что найден универсальный дешевый материал. Однако клинические наблюдения показали, что пластмасса не обеспечивает длительный функциональный и эстетический эффект. Из­готовленные из пластмассы коронки и мостовидные протезы с пластмассовой облицовкой относительно быстро меняют цвет, а пластмасса стирается. В связи с этим более активно стали проводиться исследования, направленные на совершенствование фарфоровых масс и технологию изготовления из них несъемных протезов.

    Современный стоматологический фарфор является результатом совершенствования твердого, то есть бытового декоративного фарфора. По химичес­кому составу стоматологические фарфоровые мас­сы стоят между твердым фарфором и обычным стеклом.

    Классификация фарфоровых масс. Современный стоматологический фарфор по температуре обжига классифицируется на тугоплавкий (1300– 1370°С), среднеплавкий (870–1065°С). Тугоплавкий фарфор состоит из 81% полевого шпата, 15% кварца, 4% каолина. Среднеплавкий фарфор содержит 61% полевого шпата, 29% кварца, 10% различных плав­ней. В состав низкоплавкого фарфора входит 60% полевого шпата, 12% кварца, 28% плавней. Тугоп­лавкий фарфор обычно используется для изготовле­ния искусственных зубов фабричным путем для съемного протеза. Среднеплавкие и низкоплавкие фарфоры применяются для изготовления коронок, вкладок и мостовидных протезов. Использование низкоплавких и среднеплавких фарфоров позволи­ло применять обжитые печи с нихромовыми и другими нагревателями. Обжиг проводят согласно режиму, рекомендуемому заводом–изготовителем фарфорового материала. Для уменьшения или устранения газовых пор предложено четыре способа: 1) обжиг фарфора в вакууме. При этом способе воздух удаляется раньше, чем он успеет задержаться в расплавленной массе; 2) обжиг фарфора в диффузи­онном газе (водород, гелий). Обычную атмосферу печи заполняют способным к диффузий газом. Во время обжига воздух выходит из промежутков и щелей фарфора. Этот метод оказался непригодным на практике; 3) обжиг фарфора под давлением 10 атмосфер. Если расплавленный фарфор охлаждать под давлением, то воздушные пузырьки могут умень­шаться в объеме и их светопреломляющее воздей­ствие значительно ослабевает. Давление поддержи­вают до полного охлаждения фарфора. Этот способ еще применяют на некоторых заводах для произ­водства искусственных зубов. Недостаток метода заключается в невозможности повторного разогре­ва и глазурования под атмосферным давлением, так как пузырьки газа восстанавливаются при этом до первоначальных размеров; 4) для повышения про­зрачности фарфора при атмосферном обжиге используется крупнозернистый материал. При обжиге такого фарфора образуются более крупные поры, но количество их значительно меньше, чем у мелкозернистых материалов.

    Из предложенных выше четырех способов наибольшее распространение получил вакуумный об­жиг, который применяется в настоящее время, как для изготовления протезов в зуботехнических лабораториях, так и на заводах для производства искусственных зубов. Фарфор, обжигаемый в вакууме, имеет количество пор в 60 раз меньше, чем фарфор при атмосферном обжиге. Вакуумный обжиг дает возможность придать стоматологическому фарфору желаемую прозрачность и окраску. Специфическое окрашивание материала можно регулировать добавлением замутнителей и красящих веществ. Если в качестве замутнителей использовать кристаллы окиси алюминия или циркония, можно дополнительно увеличить прочность материала.

    Объемные изменения при обжиге . При обжиге фарфора имеет место значительная усадка фарфо­ровых масс (20–40%). Основная причина объемной усадки заключается в недостаточном уплотнении частичек керамической массы, между которыми остаются полости. Другими причинами объемных сокращений является потеря жидкости, необходимой для приготовления фарфоровой кашицы, и выгорание органических добавок (декстрин, сахар, крахмал, анилиновые красители).

    Практическое значение имеет направление объемной усадки. Наибольшая усадка фарфора идет в сторону большого тепла, в направлении силы тяжести и в направлении большей массы. В первом и втором случае усадка незначительна, так как в современных печах гарантировано равномерное распределение тепла, а сила тяжести невелика, по­скольку применяются небольшие количества фарфора. Усадка в направлении больших масс значительно выше. Масса в расплаве ввиду поверхностного натяжения и связи между частицами стремится принять форму капли. При этом она подтягивается от периферических участков к центральной части коронки к большей массе фарфора. При изготовле­нии фарфоровой коронки керамическая масса, со­кращаясь, движется от шейки зуба в сторону центра коронки, приподнимая при этом платиновую мат­рицу, вследствие этого, может появиться щель между коронкой и уступом модели препарированного зуба.

    Прочность фарфора. Основным показателем прочности фарфора является прочность при растяжении, сжатии и изгибе. Стоматологический фар­фор имеет высокую прочность при сжатии (4600– 8000 кг/см 2). Такие нагрузки в полости рта не достигаются. Однако прочность стоматологического фарфора при изгибе относительно невелика (447–625 кг/см 2).

    Основной характеристикой прочности стомато­логического фарфора принято считать величину прочности при изгибе. Прочность какого–либо определенного фарфора зависит не только от его состава и технологии производства, но и в значительной степени от способа обращения с ним. Так, большое влияние на прочность оказывает метод конденсации частичек фарфора. Существует четыре метода конденсации: рифленым инструментом, электрохимической вибрацией, конденсация кистью, метод гравитации (без конденсации). Большинство исследователей считают, что наилучшего уплотнения фарфоровой массы можно достигнуть рифленым инструментом с последующим применением давления фильтровальной бумагой при отсасывании жидкости. Наряду с оптимальным уплотнением материала, имеет большое значение хорошее просушивание керамической массы перед обжигом, а также последующее проведение обжига. Обычно стоматологическое изделие проходит обжиг 3–4 раза. Большое количество обжигов уменьшает прочность материала ввиду его остекловывания. Каж­дый из видов фарфора имеет оптимальную температуру обжига. Отклонение от этой температуры в сторону понижения или повышения приводит к уменьшению прочности фарфора. В первом случае происходит неполное сплавление материала, т.е. образуется недостаточное количество стеклофазы, во втором – чрезмерное увеличение стеклофазы за счет кристаллической стадии. При достижении температуры обжига изделие должно быть выдержано под вакуумом 1–2 мин. Продление времени обжига дает заметное снижение прочности. Обжиг фарфора должен быть окончен глазурованием. Исследова­ния фарфора показали, что глазурованная поверхность придает большую прочность изделию. Обо­жженные вакуумным способом коронки хорошо шлифуются и полируются. В то же время рекомен­дуется избегать сошлифовки глазурованной повер­хности, так как при этом прочность падает. В отдельных случаях глазурованную поверхность все же сошлифовывают для уменьшения стираемости зубов–антагонистов. В отношении влияния пор на прочность обжигаемого изделия мнения исследова­телей не совпадают. Большинство из них указывает, что обжиг в вакууме снижает пористость и повыша­ет прочность фарфора.

    Прочность фарфора зависит также от способа применения вакуума на различных этапах обжига. Начало обжига должно совпадать с началом разряжения атмосферы печи. При достижении темпера­туры обжига вакуум должен быть полным. Время обжига в вакууме при достижении необходимой температуры не должно превышать 2 мин.

    Металлокерамика. Хотя высокая прочность алюмоксидных фарфоровых масс позволяет изготавливать цельнокерамические протезы, большинство практиков предпочитают им металлокерамические мостовидные протезы. Под металлокерамикой по­нимают технику получения цельнолитых металли­ческих каркасов, облицованных фарфором. Введение металлокерамики – несомненный шаг вперед в стоматологии так как стало возможным использо­вать все достоинства таких материалов, как металл и фарфор в единой конструкции. Для изготовления металлокерамических протезов выпускаются специальные сплавы и фарфоровые массы.

    Фарфоровые массы для металлокерамики. Изго­товление металлокерамической конструкции зуб­ного протеза – сложный многоэтапный процесс. Качество металлических протезов во многом опре­деляется свойствами применяемых материалов. Керамическая масса должна отвечать целому ряду требований, которые условно разделяют на четыре группы: физические, биологические, техно­логические и эстетические. К физическим характе­ристикам относятся прочность при сдвиге, сжатии и изгибе; к биологическим –нетоксичность, отсут­ствие аллергирующих компонентов; к технологи­ческим – отсутствие включений, коэффициент литейного термического расширения должен соответствовать таковому на металлической основе; к эстетическим – прозрачность, цветоустойчивость, люминесценция.

    В настоящее время в различных странах мира (Германии, США, России, Японии, Англии) запа­тентовано огромное количество составов керами­ческих масс для покрытия металлических каркасов зубных протезов из благородных и неблагородных сплавов.

    Родоначальницей отечественных стоматологи­ческих керамических масс, используемых для целей металлокерамики, считают массу МК.

    Температура обжига распространенных фарфо­ровых масс для металлокерамики находится в пре­делах 929–980°С. Она достаточно отстает от точки плавления применяемых сплавов (1100–1300°С). Фарфоровое покрытие выполняется многослойным и состоит из непрозрачной грунтовой массы (тол­щиной 0,2–0,3 мм), маскирующей металлический каркас полупрозрачного дентинного слоя (толщиной 0,65–0,8 мм) и прозрачного слоя, имитирующе­го режущий край зуба. Технология обжига фарфо­ровой массы для металлокерамики аналогична технологии получения коронок. Грунтовой слой имеет большое значение для обеспечения прочной связи фарфора с поверхностью сплава. Для повы­шения прочности сцепления и замутнения в грун­товую массу вводят ряд добавок.

    Важную роль в получении качественного металлокерамического протеза играет создание погра­ничного слоя между металлическим каркасом и фарфоровой массой.

    Общепринято, что в механизме соединения кера­мики и металлического каркаса основную роль игра­ют три фактора: 1) химический – за счет связующих окислов, образующих прочный переходный слой между керамикой и металлом; 2) механический – за счет механических сил (физико–механическая тео­рия сцепления); 3) термический – за счет разницы коэффициента линейного термического расшире­ния металла и керамики.

    Диффузия элементов от фарфора к сплаву и от сплава к фарфору является фактором образования постоянной электронной структуры на поверхности раздела неблагородного металла и керамики. Однако на поверхности раздела благородного сплава и керамики такой структуры не существует. Для улучшения сцепления фарфора с золотом, применяют специальные дополнительные связыва­ющие агенты, которые наносят на поверхность металла перед нанесением фарфора. Хорошо изве­стна роль окисной пленки, обуславливающей химическую связь между металлом и фарфором, однако для некоторых никелево–хромовых сплавов нали­чие окисной пленки может иметь отрицательное значение, поскольку при высокой температуре об­жига окислы никеля и хрома растворяются в фарфо­ре. Для того, чтобы образовалась прочная связь между металлом и фарфором, на поверхности их раздела необходимо прочное химическое соедине­ние металла и окисной пленки. В последнее время находит распространение мнение о том, что проч­ность сцепления фарфора с поверхностью неблаго­родных сплавов достигается, в основном, за счет механических факторов.

    Петербургский завод медицинских полимеров («Медполимер») выпускает ряд фарфоровых масс для ортопедической стоматологии.

    Масса фарфоровая МК. Предназначена для об­лицовки цельнолитых металлических каркасов на основе неблагородных сплавов при изготовлении металлокерамических протезов. Температура обжи­га грунтового слоя составляет 1080°С, дентинного и прозрачного слоев – 920–940°С. Металлокерамические протезы из массы МК удовлетворяют совре­менным эстетическим требованиям. Эта масса вы­пускается петербургским заводом «Медполимер». Разработана отечественная керамическая масса «Синадент–КХС», имеющая хорошие прочностные ха­рактеристики, коэффициент линейного термичес­кого расширения, близкого к кобальтохромовому сплаву.

    Для обеспечения прочности и надежности со­единения металла (сплава) с фарфором необходимо произвести подготовку металлической поверхности или базиса. Наиболее распространенными являют­ся механические способы. К механическим спосо­бам относится обработка поверхности в специаль­ном пескоструйном аппарате. При этом частицы абразива эффективно удаляют загрязнения, и по­верхность приобретает шероховатость. Следует по­мнить, что тонкостенные изделия в конструкции могут деформироваться под воздействием ударов частиц абразива.

    Наиболее широко из современных керамичес­ких масс, применяемых для металлокерамических протезов, на рынке России представлены немецкие «Вита», «Витадур Альфа», «Виводент», «Карат», «Биодент», «Мультиколор», «Винтадон Опал», «Оме­га», «Тибонд», «Ин–Керам», «Витахром Дельта»; «ИПС–Классик».

    Ситаллы. Представляют собой стеклокристаллические материалы, состоящие из одной или не­скольких кристаллических фаз, равномерно рас­пределенных. Их характеризует высокая прочность, твердость, химическая и термическая стойкость, низкий температурный коэффициент расширения, индифферентность.

    Известны «Сикор» (ситалл для коронок), «Симет» (для ситаллометаллических протезов), литье­вой ситалл. Все они разработаны в нашей стране.

    Ситаллы применяются для изготовления искус­ственных коронок и мостовидных протезов неболь­шой протяженности, для замещения дефектов переднего отдела зубного ряда. Их недостатком является одноцветности массы и возможность коррекции цвета только нанесением на поверхность протеза эмалевого красителя. Однако, продолжающиеся попытки заменить металлический каркас металло­керамических протезов ситалловым позволяют наде­яться на его перспективность.

    Ситаллы в чистом виде и с добавлением гидроксилапатита (так называемые биоситаллы) приме­няются в качестве имплантатов как опор для зубных протезов так и при альвеолопластике.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОКОРРЕКЦИИ

    НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

    1.Каким методом получают керамические коронки

    3)компъютерной фрезеровки

    4)штампования

    1)цементы

    2)основные*

    3)абразивные

    4)моделировочные

    5)формовочные

    3. Какими материаллами можно облицовывать цельнолитые металлические коронки и мостовидные протезы

    1) цементом

    2) керамикой*

    3) изоколом

    4) оксидом кремния

    5) тетраборатом калия.

    4. Из какого материалла делают огнеупорную модель

    2)супергипс

    5)силамин*

    5. Температура плавления тугоплавкого фарфора (градусов Цельсия)

    6. Усадка фарфоровой массы при обжиге достигает:

    7. Наиболее распостраненный метод обжига фарфора

    1)в вакууме*

    2)в дифузном газе (водород,гелий)

    3)под давлением

    4)с использованием крупнозернистого материалла

    5)при атмосферном давлении

    8. Какие преимущества имеют фарфоровые коронки сравнительно с другими видами протезов

    1)высокие эстетические сввойства*

    2)индиферантность к тканям полости рта

    3)дороговизна

    4)высокие функциональные свойства

    5) расположение на заданном уровне с плотным охватом шейки зуба

    9. Когда впервые использован форфор для зубных протезов

    2)вXVIIвеке

    3)вXVIIIвеке*

    10. Какой уступ нужно формировать в пришеечной зоне при изготовлении фарфоровой коронки

    1)символ уступа

    2)под углом 90 градусов*

    3)под углом 130 градусов

    4)не нужно уступа

    5)желобообразный

    В случае, если студент оказался не готов к решению одного или нескольких заданий, он должен поповнить свой начальный уровень знаний из соответствующих источников информации. После проверки начального уровня знаний можно приступить к углублённому изучению данной темы.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ

    1. Дайте определение понятию флюоресценция:

    2. Дайте определение понятию опалесценция:

    1) Это один из видов люминисценции- явление свечения некоторых веществ при попадании на них световых лучей

    2) Это явление рассеивания света непрозрачной средой*

    3) Это явление проникновения света через прозрачную часть искусственного или естественного зуба

    4) Это явление, связанное с усадкой керамической массы при её обжиге

    5) Это свечение тел обработанных фосфором

    3. Дайте определение понятию транспарентность:

    1) Это один из видов люминисценции- явление свечения некоторых веществ при попадании на них световых лучей

    2) Это явление рассеивания света непрозрачной средой

    3) Это явление проникновения света через прозрачную часть искусственного или естественного зуба*

    4) Это явление, связанное с усадкой керамической массы при её обжиге

    5) Это свечение тел обработанных фосфором

    4. Какие свойства придаёт керамической массе каолин:

    3)Повышает прозрачность массы

    4) Понижает усадку

    5) Повышает прочность

    5. Какие свойства керамическо массе придаёт полевой шпат:

    1)Понижает температуру плавления

    2) Повышает температуру плавления

    3)Повышает прозрачность массы*

    4) Понижает усадку

    5) Повышает прочность

    6. Какие свойства керамическо массе придаёт кварц:

    1)Понижает температуру плавления

    2) Повышает температуру плавления

    3)Повышает прозрачность массы

    4) Понижает усадку

    5) Повышает прочность*

    7. Каолин, который входит в состав фарфоровых масс- это:

    1) Белая глина*

    4) Силиофосфат

    5) Бнзоат натрия.

    8.Полевой шпат, который входит в состав фарфоровых масс- это:

    1) Белая глина

    2) Безводны калиевые, натриевые или кальциевые алюмосиликаты*

    3) Ангидрид кремниевой кислоты

    4) Силиофосфат

    5) Бнзоат натрия.

    9. Кварц, который входит в состав фарфоровых масс- это:

    1) Белая глина

    2) Безводны калиевые, натриевые или кальциевые алюмосиликаты

    3) Ангидрид кремниевой кислоты*

    4) Силиофосфат

    5) Бнзоат натрия.

    10. Химическое соединение керамики и металлического каркаса достигается за счёт:

    1) Формирования оксидного слоя на металле путём обжига каркаса в срее насыщенной кислородом*

    2) За счёт проникновения керамики в неровности, возникающие при его обаботке абразивными инструментами и пескоструйке

    3) За счёт точности изготовления каркаса и несколько более высоком коэффициенте тепловго расширения металла чем керамики

    4) За счёт притяжения заряженных молекул

    2.

    3.

    В детстве каждый из нас лепил из пластилина. С ним легко работать и из него получаются очень красивые вещи. Правда в жару наша работа разрушается на глазах - пластилин начинает плавиться. Кто - то пробовал лепить из глины, но её сложно готовить к работе. Когда изделие готово - его нужно обжигать в специальной печи при достаточно высокой температуре. Обе эти проблемы решает новый полимерный материал - керамическая масса или керапласт.

    Керамическая масса выпускается двух цветов - белая и терракотовая. Она очень приятна в работе, изделия достаточно долговечны, высыхают в течение нескольких часов. Из керамической массы можно изготовить как панно, так и объёмную скульптуру. Работа с керапластом имеет некоторые особенности, но готовый результат оправдывает все усилия.

    Керапласт продаётся в герметичных упаковках различного веса. Открытую упаковку желательно выработать сразу. Иначе керамическая масса засохнет и станет непригодной к работе. Если же вы не можете использовать всю массу сразу, то её нужно увлажнить и постараться тщательно упаковать, чтобы не допустить её высыхания.

    Перед началом работы керамическую массу необходимо подготовить: немного увлажнить и хорошо размять. Воды нужно добавлять немножко, иначе масса будет расползаться, и слепить из неё ничего не получится. Разминать нужно очень тщательно, в противном случае изделие начнёт трескаться ещё в ходе работы.

    Формировать изделия лучше на фольге для запекания. При высыхании на ней наша работа не будет деформироваться. После высыхания готовая работа легко отделяется от фольги.

    Для выполнения объёмных работ желательно использовать проволочный каркас. Это придаст изделию дополнительную прочность и даст возможность выполнить очень тонкие элементы.

    Если мы выполняем достаточно крупные работы, то в качестве каркаса можно использовать любые подручные материалы. Например, очень интересные скульптурки получаются при использовании маленьких бутылочек в виде женской фигуры. Стоит долепить голову и руки, красивое платье и мы получаем маленькую принцессу.

    После того, как мы вылепили и высушили наше изделие, можно доработать его при помощи канцелярского ножа или различных резцов. Вышлифовать поверхность можно при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

    Готовую работу можно расписать акриловыми или гуашевыми красками, покрыть лаком. При работе с гуашью лучше добавлять в неё клей ПВА.

    Прекрасно выглядят изделия природного белого и терракотового цвета. При их изготовлении можно добиваться интересных эффектов совмещая белую и терракотовую керамическую массу. К примеру, можно сделать маленький подсвечник из белых и красных яблок или из белых цветов и терракотовых листьев - всё зависит от вашей задумки и фантазии.

    Из керапласта можно делать очень много чудесных вещей, но нужно помнить, что он не должен соприкасаться с пищей и в изделия из него нельзя наливать воду.

    Вдохновения вам и хороших работ.

    Лена Алейникова

    Использованы фотографии работ замечательной художницы Наталии Курий.

    Плечевая масса - специальная керамическая масса, которая наносится в области шейки коронки протезируемого зуба (как правило, фронтальной группы) и используется для маскировки просвечивания через десну с вестибулярной поверхности границы керамической коронки и металлического каркаса.

    НАНЕСЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ МАССЫ Работа с керамической массой производится на специальных поверхностях, называемых палитрами. Палитры изготавливаются из разных материалов - стекло, фарфор - и отличаются формой, размером, рельефом рабочей поверхности. Отдельно отметим палитры с функцией сохранения влаги, на которых керамическая масса остается в увлажненном состоянии на протяжении всего рабочего процесса.

    Замешивание керамической массы можно производить металлическим, стеклянным или опаловым инструментом. После замешивания она наносится на металлический каркас специальной кисточкой, стеклянным или металлическим инструментом. Технологически можно выделить четыре варианта нанесения керамической массы: A. метод «простого» нанесения; Б. метод нанесения на мостовидную реставрацию; B. метод послойного нанесения; Д. метод нанесения плечевой массы.

    «Простое» нанесение керамической массы

    Грунт (опакер) может быть пастообразным или в виде порошка. После замешивания наносим первый слой грунта...

    И производим обжиг.

    Наносим второй слой грунта... ....производим обжиг.

    Наносим дентиновую массу и массу режущего края. Конденсируем и убираем излишки жидкости.

    Производим первый обжиг.

    Производим повторное нанесение массы режущего края и, если необходимо, дентиновой массы на предварительно обработанную алмазным инструментом поверхность.

    Производим второй (корректировочный) обжиг.



    Наносим глазурь.


    Производим глазуровочный обжиг. Нанесение керамической массы на мостовидную реставрацию

    Наносим первый и второй опаковый слой.

    Учитывая особенности моделирования каркаса, при работе с мостовидной реставрацией у зубного техника достаточно места для нанесения керамической массы и есть возможность смоделировать эффект отдельно стоящих зубов.

    Наносим дентиновый слой и массу режущего края. _

    Производим конденсацию и удаление лишней жидкости, обязательно сепарируем отмоделированные зубы тонким инструментом. _

    Производим первый обжиг.

    Добавляем керамическую массу. _

    Производим второй обжиг.

    Готовим реставрацию к нанесению глазури.

    Наносим глазурь и производи глазуровочный обжиг. _

    Послойное нанесение керамической массы Наносим первый слой грунта. Наносим второй слой грунта.

    Наносим интенсивно окрашенные керамические массы на пришеечные области...

    На окклюзионные поверхности... Наносим дентин-массу основного слоя...

    Наносим керамические массы с индивидуальными характеристиками с вестибулярной поверхности.

    С язычной поверхности...

    Наносим массы режущего края...

    Наносим прозрачные массы...

    Производим обжиг.

    Нанесение массы режущего края... _

    Прозрачной массы...

    Второй обжиг.

    Подготавливаем керамическую реставрацию к нанесению глазури (см. главу 11).

    Наносим глазурь на всю поверхность керамической реставрации.

    Производим глазуровочный обжиг.

    Для того чтобы придать металлокерамической реставрации индивидуальные характеристики (например, подчеркнуть цветом выраженные фиссуры, особенности цвета шейки зуба и т.п.), используем красители для керамики в момент нанесения глазури. _

    После глазуровочного обжига мы получаем готовую керамическую реставрацию. Работа с плечевой массой

    Моделируем восковой колпачок. Обрабатываем металлическую конструкцию. При нанесении плечевой массы с вестибулярной стороны, убираем металл, освобождая вестибулярную часть уступа.

    Обрабатываем металл оксидом алюминия. Наносим первый слой грунта. Производим первый обжиг. Наносим второй слой грунта. Производим второй обжиг.

    В области уступа наносим изолирующий слой. Далее используем масляный карандаш.

    Берем порошок и спецжидкость для разведения плечевой массы. Наносим первый слой плечевой массы.

    Просушиваем реставрацию.

    Аккуратно снимаем реставрацию с модели и производим первый обжиг.

    После первого обжига проверяем точность прилегания керамической массы к гипсовому штампику.

    Наносим корректировочный слой. Аккуратно снимаем с модели.

    Производим второй (корректировочный) обжиг. Проверяем точность прилегания керамической массы к уступу и границе препаровки.

    После нанесения плечевой массы производим анатомическую моделировку коронковой части зуба, как было описано в разделах «"Простое"нанесение керамической массы» или «Послойное нанесение керамической массы».

    Массы для гончарных изделий

    Гончарными называются изделия с пористым черепком, изготовленные из природноокрашенных глин путем ручного формования на вращающемся гончарном круге. Гончарный способ производства керамической посуды - один из самых древних. Древние китайские фарфоровые изделия также формовались гончарами.
    Для формовки изделий на гончарном круге керамическая масса должна обладать достаточной пластичностью, не деформироваться под действием собственного веса, не содержать посторонних включений (особенно извести), выдерживать сушку и обжиг без деформаций и трещин. Иногда всем этим требованиям отвечает природная глина без каких-либо добавок. Гончарные керамические изделия, как правило, окрашены в цвет от серо-желтого до темно-красного в зависимости от содержания оксида железа (РезОэ).
    Глины для гончарных изделий обычно содержат глинистые минералы, кварц,полевой шпат, карбонаты кальция и магния, оксиды железа, соединения щелочных металлов,растворимые соли, органические вещества. В качестве отощающих добавок к гончарным глинам добавляют кварцевый песок (лучше речной, различных фракций), шамот той же массы, мел для лучшего сцепления с черепком глазури. Гончарные изделия могут быть декорированы ангобами, неглазурованными и покрытыми глазурью, обжигаются при температуре от 700°С (неглазурованные) до 1000°С (в зависимости от температуры плавления глазури).
    После обжига на 1040-1050°С водопоглощение черепка составляет 14-15%. Обжиг может быть двукратным и если позволяет глина-однократным. Для декорирования используется бессвинцовые стронциевые глазури.

    Терракотовые массы

    Терракота - неглазурованные пористые керамические изделия из
    глин, создающих однотонную ровную окраску черепка после обжига. Пористость изделий колеблется от до 12% и более. Обычные цвета терракоты от желтого до красно-коричневого, при восстановительном обжиге от светлосерого до темно-серого. В терракотовые массы часто добавляют шамот. Из них изготавливаются архитектурные, садово-парковые украшения, скульптуру, изделия интерьерного характера. Для изготовления терракоты применяют глины, не содержащие растворимые в воде соли, так как в противном случае на поверхностиизделия после обжига образуются светлые пятна (выцветы).

    Для изменения цвета черепка в терракотовые массы иногда вводят оксиды металлов: железа, хрома, марганца, кобальта и др., керамические пигменты, или изделия покрывают ангобами. Обжигают терракоту один раз, обычно до 1000°С, не доводя черепок до спекания. Газовый и температурный режим обжига существенным образом влияют на цвет и чистоту тона терракотовых изделий.

    Терракотовая масса для отминки и литья (ЛВХПУ):
    Глина кембрийская (Пулково)-50%
    Тонкий шамот той же глины -25%
    Мел -25%
    Приготовляется способом мокрого помола, процеживается, при необходимости обезвоживается. Используется для отминки терракотовых скульптур, архитектурных деталей для литья ваз. После обжига до 900-950°С дает общую усадку 5-6%. Пористость при обжиге на 900°С-21%. Формовочная влажность- 21-22%, Литейный шликер содержит 41,5% воды, 0,2% соды и 0,3% жидкого стекла. Из этой массы можно отливать вазы высотой до 1 метра.

    Терракотовая многошамотная маса для формовки и литья (ЛВХПУ):
    Глина Часов-Ярская - 40%
    Тонкий шамот той же глины-60%
    Светлая масса, пригодна для формования декоративных панно, настенных блюд, крупных садовых ваз и т.д. Рабочая влажность-22%. При обжиге на 900-950"С Дает общую усадку -6%, пористость- 18%. Масса термостойка и допускает резкое охлаждение. Масса удовлтворительно ведет себя и в шликерном состоянии при 40% воды и 0,2% соды, но при более тонком помоле шамота и увеличении содержания глины за счет шамота. Шамот, используемый в формовочной массе не должен быть одного зернового состава. Например:
    40% фракции от 1,5 до 0,5мм и 60% фракции от 0,5 до 0,3мм к общему весу шамота.

    Терракотовая масса для отминки и литья (БГТХИ):
    Глина Гайдуковская-75%
    Шамот той же глины-25%
    После обжига на 900-950°С изделия приобретают красивый "терракотовый" цвет. Изделия необходимо обжигать в электропечи или в муфельной газовой печи, так как даже при слабом восстановительном пламени образуется грязно-желтый цвет.

    Каменные массы

    Каменные изделия изготавливаются из масс, в состав которых входят тугоплавкие и огнеупорные глины, обладающее большим интервалом между температурой спекания и началом деформации (интервал спекания). Интервал спекания каменнодельных глин составляет 300-500°С (у гончарных масс 50-100°С). В состав каменных масс кроме глины входят плавни, отощающие материалы, иногда красители. Каменные изделия обжигаются дважды, первый обжиг (утильный) на 900°С, политой- П50-1300°С. В качестве плавня часто используется нефелиновые сиениты, что обуславливает окраску каменных масс и снижает температуру их обжига.
    Составы масс и технология производства каменных изделий сходны с производством фарфора. Отличие в том, что для каменных изделий используется низкосортное сырье, содержащее большое количество примесей. Водопоглощение каменных изделий 3-5%. Каменные изделия зачастую глазуруют полевошпатовой глазурью.

    Светлая масса для декоративных изделий:
    Каменнодельная глина -33%
    Кварцевый песок -25%
    Полевой шпат-25%
    Каолин -17%
    Для изготовления этой массы используют отмученные глины.
    Масса тонко измельчается. Изделия формуются пластическим формованием на формовочных станках и литьем гипсовые формы. Утильный обжиг- 900°С, политой- 1160-1250°С в зависимости от температуры плавления глазури.

    Масса для изделий типа веджвудских:
    Кварцевый песок -10,9%
    Каолин обогащенный -10,9%
    Тяжелый шпат (ВаSО4) -46,7%
    Глина белая пластичная -14%
    Пегматит -15,6%
    Гипс -1,9%
    Изделия из этой массы глазуруют только изнутри. Основная белая масса декорируется той же массой, но с добавлением красителя. Обжиг однократный при температуре 1280-1300°С.

    Состав лещадочной массы ПО "МИНСКСТРОЙМАТЕРИАЛЫ":
    Глина Веселовская -16%
    Глинозем -4,5%
    Тальк -21%
    Каолин просяновский -16,5%
    Шамот высокоглиноземистый -42%
    Масса термостойкая, пригодная для литья, отминки технических и художественных изделий. Усадка в обжиге 2,2%. Водопоглощение после обжига 1 ЗООС составляет 14-16%. После обжига масса имеет красивый желтоватый цвет.

    Масса для тонкокаменных изделий (БГТХИ):
    Глина Часов-Ярская -25%
    Каолин -15%
    Кварцевый песок -25%
    Пегматит -25%
    Шамот-10%
    Утильный обжиг -900°С
    Политой -1200°С

    Массы для фарфоровых изделий

    Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
    Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
    Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С.
    Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%.
    Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др.
    Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
    Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
    1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
    2.Электротехнический (изоляторы).
    3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
    Наиболее вредные примеси фарфора- Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др.
    Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2.
    Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
    Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Сгдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
    Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
    Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.

    Твердый фарфор (сервизный) з-да им. Ломоносова

    Каолин просяновский -20%
    Каолин глуховецкий -18%
    Кварцевый песок -26%
    Полевой шпат -18%
    Глина веселовская -11%
    Фарфоровый бой(политой) -4%
    Фарфоровый бой(утельный) -3%
    Температура обжига -1380-1400°С.

    Мягкий фарфор для скульптурных изделий:

    Каолин глуховецкий -22%
    Кварцевый песок -22,5%
    Полевой шпат -36%
    Глина веселовская -16,5%
    Фарфоровый бой (утельный) -3%
    Температура обжига 1250-1280°С.

    Английский мягкий костяной фарфор:

    Каолин -20-45%
    Кварц -9/2%
    Полевой шпат -8-22%
    Костяная мука -60-20%
    Первый обжиг -1230°С.
    Политой обжиг -1080-1140°С.

    Французкий мягкий фриттовый фарфор:

    Мел -17%
    Мергель известковый -8%
    Фритта -75%
    Состав фритты:
    Плавленная селитра -22%
    Поваренная соль -7%
    Аммиачные квасцы -4%
    Сода -35%
    Кварцевый песок -60%
    Температура первого обжига -1120-1300°С.
    Второй более низкий на температуру плавления глазури.

    Костяной завод им. Ломоносова:

    Костяная зола прокал. при -1350°С -50%
    Полевой шпат-20%
    Веселовская глина -10%
    Каолин -20%
    Первый обжиг -850°С.
    Политой -1250°С.

    ФАЯНСОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

    Отличаются белым или свелоокрашенным черепком, покрытым прозрачной, глухой цветной легкоплавкой глазурью, которая делает его непроницаемым для жидкостей и газов. Декорируются фаянсовые изделия подглазурными и надглазурными красками, растворами солей цветных металлов, ангобами/ препараторами драгоценных металлов и др. Посуда может изготавливаться гладкой или рельефной, с ровным или фигурным краем.

    По своим физико-химическим и гигиеническим свойствам фаянс значительно уступает полуфарфору и в особенности фарфору. Водопоглощение фаянса составляет 9-12%.
    Для изготовления фаянсовых изделий используют беложгущиеся пластичные огнеупорные глины, каолин и кварцевые материалы сдобавлением полевого шпата или углекислых материалов, например мела, извести, доломита, магнезита.

    Фаянсовые изделия в зависимости от состава делятся на твердый, глинистый и известковый (мягкий) фаянс.
    Известково-шамотный фаянс: Масса пригодна для изготовления литьем декоративных изделий с белым черепком. Известь в составе способствует использованию глазурей разного состава, изделия могут обжигаться без деформаций в интервале 1000-1200°С с уплотнением черепка и падением водопоглощения с повышением температуры.

    Состав массы (в %) :
    Глина веселовская -27%
    Каолин -14%
    Кварцевый песок -30%
    Мел -5%
    Шамот -24%
    Глинистые фаянсы. По характеру черепка близки к гончарным изделиям, но цвет черепка желтоватый, тонкозернистый в изломе. Для этих изделий применяют как прозрачные цветные, так и заглушенные глазури. Обжиг производится при температуре 920-960°С.

    Состав массы (в %):
    Глина свеложгущаяся огнеупорная -75-85%
    Кремень или кварц -15-25%
    Твердый фаянс. Пористость твердого фаянса 9-12%. Первый обжиг производят при 1250-1280°С/ второй (политой)- при 1100-1180°С.

    использование легкоплавких глазурей расширяет возможности декорирования фаянса по сравнению с фарфором.

    Состав массы (в %):
    Глина веселовская -32%
    Каолин -31%
    Кварцевый песок -29%
    Фаянсовый бой -8%.