Домой / Поликарбонат / Первой мировой войны. Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность Уроки по первой мировой войне

Первой мировой войны. Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность Уроки по первой мировой войне

2014-07-31 Дмитрий Королёв Версия для печати

В эти дни весь мир отмечает 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило сараевское убийство 28 июня 1914 года - убийство очень странное, сильно смахивающее на преднамеренную провокацию. За ним последовал заведомо невыполнимый ультиматум со стороны Австро-Венгрии к властям Сербии, которую Вена без особых обоснований обвинила в подстрекательстве к теракту.

28 июля Австро-Венгрия развернула военные действия против сербов, на что Россия, которая пыталась проявлять сдержанность и уговаривала своих балканских союзников идти на уступки - насколько это было возможно, ответила объявлением мобилизации. И пошло-поехало: 1 августа Германия объявила войну Российской Империи, 3 августа в войну вступила Франция, 4 августа - Великобритания.

Так начиналась величайшая трагедия, страшным итогом которой стали 10 млн. убитых и скончавшихся от ран и 20 млн. раненых из числа 74 млн. мобилизованных в вооружённые силы, да плюс к этому 10 млн. человек, умерших от эпидемий (знаменитая «испанка») и голода. Государства понесли колоссальные материальные потери; достаточно сказать, что только в боевых действиях на море были потоплены около 500 боевых кораблей, более 1000 вспомогательных и 6000 торговых судов.

Жан Жорес - социалист и борец за мир

А своеобразной прелюдией ко всемирной бойне стало совершённое 31 июля в обстановке охватившего Европу шовинистического безумия убийство популярного в народных массах французского социалиста Жана Жореса. Кстати, его убийца по фамилии Виллен так и не понёс наказания: в 1919 году его оправдал суд.

Жан Жорес (1859-1914), видный историк, известный политический деятель, депутат парламента с 1885 года, блестящий оратор и гибкий тактик, являлся лидером правого крыла Французской социалистической партии. Был он фигурой сложной и неоднозначной: его неоднократно сурово критиковал В. И. Ленин, и в советской историографии Жореса заклеймили как оппортуниста и реформиста, отвергавшего революционный путь борьбы за социализм в пользу «мирного преобразования» капиталистического общества в социалистическое. Он совершил немало ошибок: в частности, в 1899 году приветствовал вхождение социалиста Александра Мильерана в правительство Франции (т.н. казус Мильерана), что, по сути, являлось откровенным предательством социалистического движения.

Однако в историю Жан Жорес вошёл, прежде всего, как пламенный борец за мир, против войн и колониального угнетения, и именно выступления против войны и милитаризма, с одной стороны, принесли Жоресу заслуженное уважение и любовь в народе, а с другой стороны, вызывали бешеную ненависть к нему шовинистов - поджигателей войны. Правда, и в вопросах войны и мира Жорес допускал ошибки: он считал Антанту, оформившуюся в 1907 году, силой, способной предотвратить войну, - считал, не поняв агрессивной природы всех военно-политических блоков того времени, прикрывавших свои истинные устремления миролюбивой демагогией.

Жорес, кроме того, был основателем (1904 год) и первым редактором газеты «Юманите» (L"Humanite), с 1920 года ставшей центральным печатным органом Французской коммунистической партии.

Год печальных юбилеев. И ужасных событий...

В этом году, на протяжении всего месяца, мы отмечаем сразу три печальных юбилея: 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 75 лет со дня начала Второй мировой и 50 лет с начала полномасштабной войны США во Вьетнаме.

Обращает на себя внимание то, что эти три события разделяют ровно 25 лет. Что это - случайность? Мистика? А может, вовсе и нет - возможно, в этом есть своя закономерность. В социологии принято считать, что поколения людей сменяют друг друга как раз каждые 25 лет. Причём с началом XX столетия развитие общества настолько ускорилось, что каждое новое поколение - это вправду поколение совсем других людей. Других по своему миропониманию и мироощущению, по своим вкусам и предпочтениям, по своей культуре («поколение джаза», «поколение рок-н-ролла», «поколение диско», «поколение рэпа» и т.д.), так что «отцы и дети» всё хуже понимают друг друга. В «седом» прошлом человечества такого не было.

И у каждого поколения, получается, своя Большая война. Экстраполируем теперь обнаруженную нами закономерность в последовавший исторический период. Через примерно 25 лет после Вьетнама произошёл распад СССР, потянувший за собою целый шлейф кровавых конфликтов отнюдь не только на просторах бывшего Союза. Ещё через четверть века, после очередной смены поколений - сегодняшняя война на Украине, которая неизвестно чем ещё завершится.

Так что 100-летие со дня начала Первой мировой войны мы отмечаем в особой обстановке - в тревожной атмосфере предчувствия новой Большой войны, чреватой непредсказуемыми и самыми печальными последствиями. Отмечается сей юбилей в обстановке, когда борьба за мир снова становится самым актуальным делом для всех прогрессивно мыслящих людей. Снова - после эпохи позднесоветских показушных кампаний за мир, вызывавших и до сих пор вызывающих насмешки интеллигентствующих обывателей, до недавнего времени воспринимавших войну как какую-то исторически далёкую от них абстракцию, их не касающуюся. А вот теперь война реально коснулась и нас - хотя ещё год назад никто и предположить не мог, что ТАКОЕ у нас возможно. Общество наше оказалось совершенно не готовым к войне, и теперь оно разрывается между переживанием ужасов, обрушившихся на простого («маленького», «пересічного») человека, и воинственным порывом истребить всех оппонентов-супостатов под корень!

Фаталистически заявлять о том, что новая мировая война неизбежна, неминуема, разумеется, было бы ошибкой. Но приходится констатировать, что вероятность такой войны растёт буквально с каждым месяцем, что мир неуклонно скатывается к войне. Столкновение на Украине интересов Запада (прежде всего США) и России слишком сильно и серьёзно; оно действительно порождено антагонистическими, непримиримыми противоречиями. Ставки в этой игре велики, отчего столь же велика и опасность того, что мировые державы не сумеют-таки прийти ни к какому соглашению, ни к какому даже самому «плохому миру» на Украине и перейдут в итоге к открытому вмешательству в украинский конфликт.

А ведь на фоне украинских событий мы перестали обращать внимание на Ближний Восток, где тоже накопилась колоссальная взрывоопасная масса. Где вот-вот готова заполыхать целая широкая дуга от Туниса до Афганистана. Она включает Ливию, Египет, Сирию, Ирак, Курдистан; но на первое место нынче выдвинулся палестино-израильский конфликт. Его масштабы сравнимы с войной на Донбассе; нарастающие боевые действия в секторе Газа, где плотность населения превышает 1000 чел./кв. км при почти полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, вызовут огромные жертвы и настоящую гуманитарную катастрофу, которая в свою очередь способна вызвать очень жёсткий ответ от немалой части исламского мира.

Но ведь и это ещё не всё! У нас под боком к гражданской войне движется ещё и Молдова, которую её нынешние власти в преддверии предстоящих в стране выборов тянут «в Европу» вопреки отсутствию решающей поддержки данного курса в народных массах, вопреки категорическому неприятию идей евроинтеграции и «румынизации» в Гагаузии и Приднестровье, ориентированных на Россию и ТС.

Причины, которые могут привести к мировой войне сегодня, в сущности своей те же, что и 100 лет назад, - конфликт экономических и геополитических интересов держав, которых в советское время было принято называть империалистическими. Это: пытающиеся удержать мировое господство Соединённые Штаты, подчинившие себе Европу и Японию; восстанавливающая экономическую и военно-политическую силу и стремящаяся вернуть себе свои былые геополитические позиции (в т.ч. и в Зап. Европе!) Россия; полусоциалистический-полукапиталистический стремительно растущий Китай, дальнейшей экономической экспансии которого, так или иначе, препятствуют США. Борьба их за сферы влияния, за источники энергоресурсов и сырья и проч. - борьба, обострившаяся в условиях жестокого и до сих пор не преодолённого экономического кризиса 2008-201? годов, чреватого «перетечь» в новый, ещё более разрушительный кризис (!), - и толкает эти «центры силы» (в особенности Запад как «старый» центр, идущий к упадку, к утрате своих позиций в конкуренции с «новыми», «молодыми» силами) к самым решительным действиям, к соблазну использовать войну в качестве радикального средства решения социально-экономических и политических проблем. Толкает их, короче говоря, к авантюрам.

Мы не можем знать, каково реальное финансовое положение США, и делать достоверные прогнозы насчёт судьбы доллара и т.п. Однако нельзя исключать того, что Америка уже стоит перед угрозой дефолта, финансового, более того - системного краха, и именно это обстоятельство обусловливает и объясняет растущую агрессивность Вашингтона, его явное желание спровоцировать, используя конфликт на Украине, войну с Россией, втянув в неё своих союзников. А здесь и заложен «корень» угрозы, устранить которую можно, только удалив оный «корень», т.е. кардинально изменив всё экономическое и политическое мироустройство.

Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок?

Из мировых войн необходимо извлекать уроки, проецируя их в настоящее. На мой взгляд, таких основных, крайне актуальных на сегодняшний день уроков три.

Во-первых , мировые войны всегда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают люди, их инициирующие. Ф. Энгельс ещё в 1886 году предсказывал: « [общемировая] Война... будет вестись только с целью помешать революции» . Перед господствующими классами «встаёт призрак социальной революции, и они знают только одно средство спасения - войну» . Однако война, которую во многом двигало стремление правящих кругов отвлечь народ от острых социальных проблем, направив его энергию на истребление других народов, в итоге как раз и ускорила революцию, победившую в России и охватившую, кроме того, Германию, Венгрию, Финляндию.

Второй урок , в общем, связанный с первым, состоит в том, что нагнетаемые в связи с подготовкой к войне и её ведением ура-патриотические, шовинистические настроения со временем не только сходят на нет, но и оборачиваются в прямо противоположную сторону. Так, Россия вступала в войну именно на такой, ура-патриотической волне, вступала в войну, объявленную, подобно войне 1812 года, Великой Отечественной, - и, собственно, поначалу в глазах русского общества она и была именно такой! Но уже менее чем через 3 года вконец измученный народ мечтал только о МИРЕ, хотел ТОЛЬКО его и делал свой выбор в его пользу!

Ведь большевики потому и победили в октябре 17-го, что предложили народу программу Мира - в противоположность всем остальным партиям, призывавшим вести «войну до победного конца». А с Миром был тесно связан и вопрос о Земле, который тоже не желали решать остальные партии, оттягивавшие его решение до созыва Учредительного собрания. Эти вопросы были связаны - ибо подавляющее большинство солдатской массы в серых шинелях составляли, как это водится, крестьяне, надолго оторванные от дома, от земли, от хозяйства, которое было взвалено на плечи их едва сводивших концы с концами жён и детей.

Сейчас некоторые российские историки - очевидно, с подачи У. Черчилля (его бестселлер «Мировой кризис» 1923 года) - убеждают, что, дескать, Россия стояла в шаге от победы, но победы её лишили большевики и революция. Вот пусть эти «умники» поставят себя на место солдат, проведших 3 года в окопах, полуголодных, обмороженных, заеденных вшами и затравленных газами, истосковавшихся по нормальной жизни, - и подумают, нужны ли были громадному большинству нашего народа пресловутые «плоды победы» в виде черноморских проливов и прочего!

Кстати, в вышеуказанном вопросе Черчиллю верить совсем нельзя. Даже если бы «счастливо избежавшая революции и победившая» Россия таки приняла участие в версальском переделе мира, её «союзнички» наверняка обманули б её! Вряд ли Англия и Франция позволили бы России завладеть проливами, чтобы вырваться на просторы Средиземного моря и развивать далее экспансию на Ближнем Востоке - в зонах интересов Великобритании и Франции. Эти две державы не позволили России решить указанные задачи в середине XIX века (Крымская война) и в 1878 году, когда Россию путём угроз лишили победных результатов войны с Турцией. Всё это отлично понимали и многие представители российской военной элиты - известна горькая шутка одного русского генерала о том, что плохо иметь англосакса врагом, но ещё хуже иметь англосакса другом!

Да и последовавшее после завершения Первой мировой войны развитие событий показало тщетность мечтаний об овладении черноморскими проливами и возвращении Царьграда в лоно православного мира. Потому как попытка англо-французских союзников и их греческих вассалов расчленить Турцию и превратить её в полуколонию вызвала мощный отпор турецких патриотов во главе с М. Кемалем.

Если война в сути своей несправедлива, ведётся в интересах олигархии, то и «патриотический» угар, возбуждаемый в начале её, может поддерживаться только непродолжительное время, обернувшись в итоге против самой «партии войны». Однако в тот начальный период войны, когда она ещё популярна в народе и пользуется его поддержкой, отношение к войне тех или иных политиков становится той лакмусовой бумажкой, что показывает их суть, их истинные интересы и цели.

Большая война, если смотреть шире - всякий исключительно острый внутри- и внешнеполитический кризис, вскрывает всю гниль, всю мерзость, какая только имеется в обществе, показывает наглядно «кто есть кто», полностью разоблачая предателей, трусов и случайных попутчиков. В этом, можно сказать, - «польза войны», и в этом состоит третий урок , который следует извлечь из опыта Первой мировой войны, перенеся его в наше время.

Главным оппонентом Жореса в рядах соцпартии выступал Жюль Гед, который считался, в общем и целом, «правоверным марксистом». Но именно Гед с началом войны вошёл в правительство, встав на позиции поддержки войны, выдававшейся им за «справедливую». Встал, как тогда говорили, на позиции социал-шовинизма.

А борьба за мир во всём мире и в своей стране требует принципиальности, даже если для этого приходится упрямо «идти против течения», зачастую требует самопожертвования, на которое и пошёл великий борец за мир Жан Жорес. И ещё - вместо абстрактно-пацифистских слёзных призывов типа «Давайте жить дружно!» - борьба за мир требует беспощадного разоблачения причин войны, без устранения коих предотвратить войну невозможно. Борьба за мир - это война за мир .

Тема урока Первая Мировая война

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о П ервой мировой войне и об участии в ней России.

Задачи:

а ) образовательная: выяснить причины и цели участников первой мировой войны;

Определить, какой характер носила война со стороны России;

Охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;

Сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

б) развивающая: продолжить формирование умения высказывать собственное понимание вопросов и проблем, связанных с данной темой

в) воспитательная: стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока : Карта, презентация, учебник «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, схемы

Межпредметные связи: «История России»

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока

2. Актуализация опорных знаний по теме «Страны Азии и Америки в конце XIX- начале XX века.»

Самостоятельная работа по вариантам

3. Изложение нового материала

2. Цели участников войны

3. «План Шлифена»

1. Причины и повод Первой мировой войны

Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше - больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро - венгерского престола эрц - герцога Франца - Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц - герцог был главнокомандующим армии Австро - Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц - герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро - венгерскому императору Францу - Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро - венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Исторический календарь .

28 июня 1914г- убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

2. Цели участников войны

Страны Антанты

Франция - Ослабление Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Великобритания - Ослабление Германии, захват ее колоний, сохранение первенства на море.

Россия - Усиление на Балканах, помощь Сербии, захват черноморских проливов.

Тройственный союз

Германия - Завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции, захват европейской части России, передел колоний.

Австро-Венгрия - Усиление позиций на Балканах, разгром Сербии, ослабление России.

Италия -захват Тироля и фр.колоний в Африке

Планы сторон

Германия - план «блиц-крига», сначало разгром Франции, затем России

Россия - основной удар по Австро-Венгрии

Франция - защита своей границы с Бельгией

Австро-Венгрия - война на 2 фронта: против России и Сербии

Англия - ограниченное участие в войне(чужими руками жар загребать)

3. «План Шлифена»

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Избавиться от войны на два фронта, не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

2. Вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

3. Одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

4. Затем сокрушить Россию.

4. Главные фронты Первой мировой войны

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

Война носила захватнический характер, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

5. Военные действия с 1914-1918 годы

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики,Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Первая мировая война 1914-1918гг.

Дата

События

Сентябрь 1914г

битва на Марне. Переход к позиционной войне.

Октябрь 1914г

вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье.

Май 1915г

вступление в войну Италии на стороне Антанты

Лето 1915г

великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Октябрь 1915г

вступление в войну Болгарии

1915г

морская война с Англией(подлодки)

Февраль –март 1916г

Верденская мясорубка(1млн.солдат)

Июнь-август1916г

Брусиловский прорыв

Осень 1916г

битва на р.Сомма(танки)

Май 1916г

Ютландское морское сражение

Апрель 1917г

вступление США в войну

Август 1918г

массовое наступление Антанты на Западном фронте

6. Брестский мирный договор, Компьенское перемирие

3 марта 1918 года был подписан Брестский мир , согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку

11 ноября 1918г- в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

7. Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовало 33 страны. (1,5 млрд.человек)

Распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской

Более 10 млн. погибших . Экономический кризис, голод, разруха во всех странах мира.

4 . Закрепление материала: Т естовые задания.

1 вариант

1. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:

Г) Коалиционной войны

3. В военно-политический союз Антанта не входила:

4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

6. В Первой мировой войне принимали участие:

7. В Тройственный союз не входили:

8. Допиши определение

Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения

9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?

А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.

10. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

2 вариант

1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:

А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

Г) Коалиционной войны;

2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

3. В Первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

4. В Тройственный союз не входили:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

5. Допиши определение

Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.

7. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

8. В военно-политический союз Антанта не входила:

А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

6. Задание на дом: «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, параграф 12, заполнить таблицу «Хронологические события войны"

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Тип урока: усвоение новых знаний (с использованием ИКТ) в 9 классе

Цели урока:

Развивающая: научиться делать вывод по теме, вырабатывать собственную позицию по проблеме; уметь анализировать данные карт, просмотренных кинороликов и документов.

Образовательная: способствовать усвоению знаний по проблемам, причинам и последствиям войны.

Воспитательная: выработать негативное отношение к войне, как способу решений межгосударственных проблем.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала .

1. Вводное слово учителя: Русский поэт Николай Гумилев:

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки

Война М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали - как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это - мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»

2. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

«Хотя войны всегда сопутствовали истории, человек выносил из них различные уроки. До 1914 года еще сохранялось древнее представление о войне, как о достойном мужчины занятии. Опыт Первой мировой войны создал на Западе совершенно иную концепцию: война навсегда потеряла обаяние. Танки, пулеметы, аэропланы, ядовитые газы куда более разрушительны, чем шпага и штык. Оружие массового уничтожения лишено избирательности. Оно превращает солдата в жертву обстоятельства».

Александр Генис (русский, американский писатель)

Более 100 лет, отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:

Что явилось поводом к началу первой мировой войны;

Причины первой мировой войны;

Каковы были цели и планы участников войны.

Ход военных действий

Итоги войны (План урока на доске)

3.Постановка проблемного задания.

4. Причины, повод, цели и планы сторон.


Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников - участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное - люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.
И все же в нашем музее сохранилось письмо солдата с фронта Первой мировой .

(Письмо нашего земляка с фронта Первой мировой войны)

Как и почему оказались наш Василий Лукич и сотни тысяч других невинных жертв той войны в этой «бойне номер один» расскажет ролик:

Видеоролик

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола. (Слайд 3)

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии (слайд 4)

рассказ учителя с элементами компьютерного урока (проецирование основных дат, схем на экран).

Начало первой мировой войны

38 государств и 1500 000 000 человек

Слайд 5 – Характеристика противоречий между противоборствующими блоками, схема блоков.

Слайд 6 – схема развязывания войны (последовательность).

Беседа-

Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».

Элемент компьютерной лекции-

Слайд 6- начало войны

Слайд 7 – Манифестация в день объявления войны. Москва. 1914г

Слайд 8 – Николай II благословляет русских воинов

Слайд 9 – Карта Первой мировой войны

Слайды 10,11 – боевые действия

Слайд 12 – Война глазами художника

Фрагмент №1.

«В нашем движении на запад будет уже та хорошая сторона, что наши солдатики, собранные со всего лица необъятной страны, люди что называется «от сохи», на время если даже и не покроют себя победной славой, то хоть понемножку приобщатся к западной культуре, увидев своими глазами, как живут на Западе, какие там нивы, поля, селения, дороги, леса и города. Глядишь, чему-нибудь и научатся, а семя этого случайного познания со временем разрастется на их родине в пышный цвет. Ведь говорит же нам история, что нашествие на Россию монгольского ига и пленение им нашего народа в течение 300 лет переродило его в худшую сторону, не только остановив его естественное развитие, но как бы осадив его назад. Значит, теперь наш воин, идя вперед, то есть в немецкие страны, поистине идет «вперед». Счастливого пути!

(Из дневника Н. Окунева).

Фрагмент №2 .

Войну ждали, к ней готовились, но как и всякая война, эта была неожиданностью для большинства.

Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли, везли эшелоны на фронт солдатушек-бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую чиновничью братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и крестьян, крестьян, крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.

Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия:

«Знамо дело – опять германец да австрияк напали на нашего царя.

Опять же – подмагнуть надо славянам, турка-нехристя проучить».

И не билось под бритыми лбами мысль – а нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово – надо.

Решение проблемного задания.

« Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Ответы детей-

А какой выход в создавшейся обстановке могли бы предложить вы?

Закрепление:

1.Итоговый контроль (слайд 17)

2.Используя задание слайдов 13, заполните название стран и «соберите» их в блоки

3.Домашнее задание на выбор (один из вариантов) Написать в газету того времени заметку от имени участника событий. (слайд 15)

3.Рефлексия (18 слайд)

“Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош. Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы. Я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один:

“А стоило ли вообще наказывать агрессора?”

Я хотела бы процитировать слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).

На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет?

(Звучит ответ – начнется. Вторая мировая война.)

Если остается время предлагаются задания:

Задание на поиск ошибок в тексте:

Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.

Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация, из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”

Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ДОКУМЕНТЫ)

Статья 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 километрах восточнее этой реки.

Статья 43. Равным образом запрещается в зоне, определенной в статье 42, содержание или сосредоточение вооруженных сил как постоянное, так и временное, так же как и всякие военные маневры, какого бы рода они ни были, и сохранение всяких материальных средств для мобилизации.

Статья 44. В случае, если бы Германия каким бы то ни было образом нарушила постановления статей 42 и 43, она стала бы рассматриваться, как совершившая враждебный акт по отношению к державам, подписавшим настоящий Договор, и как стремящаяся поколебать всеобщий мир.

Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счет суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции в полную и неограниченную собственность, свободными и чистыми от всяких долгов или повинностей и с исключительным правом эксплуатации, угольные копи, расположенные в Саарском бассейне... (...)

Статья 49. Германия отказывается в пользу Лиги наций... от управления определенной выше территорией.

По истечении пятнадцатилетнего срока со дня вступления в силу настоящего Договора, население названной территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным. (...)

Статья 51. Территории, уступленные Германии в силу Прелиминарного мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года, возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.

Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу. (...)

Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.

Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.

Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года. (...)

Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии... (...)

Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций. (...)

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и право-оснований на свои заморские владения. (...)

Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.

С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч...

Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме. (...)

Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.

Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма. (...)

Статья 175. ...Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва. (...)

Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, будут разоружены и срыты...

Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии. (...)

Статья 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников. (...)

Статья 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии...

Заключения этой Комиссии, поскольку то касается размера определенных выше убытков, будут составлены и сообщены германскому правительству самое позднее 1 мая 1921 года, как представляющие совокупность его обязательств.

Комиссия установит одновременно схему уплат, предусматривая сроки и формы выплаты Германией всего ее долга в течение тридцати лет, начиная с 1 мая 1921 года. (...)

Статья 235. ...Германия произведет в течение 1919 и 1920 годов и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент, этих выплат будет 20000000000 (двадцать миллиардов) золотых марок... (...)

Статья 249. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года на Германии. (...)

Статья 428. В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна, вместе с предмостными укреплениями будут оккупированы войсками Союзных и Объединившихся держав в течение пятнадцатилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящего Договора. (...)

Статья 430. В том случае, когда либо во время оккупации, либо по истечении предусмотренных выше пятнадцати лет Репарационная комиссия признала бы, что Германия отказывается соблюдать целиком или в части обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора в отношении репараций, то зоны, определенные в статье 429, будут немедленно целиком или в части вновь оккупированы Союзными и Объединившимися силами.

Статья 431. Если до истечения пятнадцатилетнего периода Германия удовлетворит все обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора, то оккупационные войска будут немедленно выведены

ПИСЬМО 1915 года июля 1 дня.

(выдержки)

От супруга вашего Василия Лукича.

Здравствуйте и прощайте Вы все дорогие мои сроднички.

Посылаю свое любящее сердечное почтение и с любовью и от души низкий поклон и желаю вам всем от Бога доброго здравия и всякого благополучия.

После всех обязательных для писем того времени поклонов и приветов всей родне, соседям и знакомым пишет:

Когда я получу Ваше письмо, то несколько раз его прочитаю, как все равно дома побываю и веду я с вами совсем тихую семейную жизнь. Прошу вас, Дуня и невестка, об нас вы не беспокойтесь, не сокрушайтесь, а молитесь Богу и просите, чтоб он милосердный послав вам и нашим деткам доброго здоровья. А нам покорить врага германца и вернуться обратно на свою родимую сторонушку в ваши объятия и прижать к нашему горящему любящему сердцу и расцеловать вас всех от души и вновь и вновь воссияет солнце и настанет счастливое свидание и счастливый день и опять мы будем жить в добром здравии и благополучии без всяких распрей.


Начало XX в. характеризуется обострением борьбы между странами за рынки сырья и сбыта товаров, за доминирование на международной арене. В связи с расширением экспансии Германии Россия и Великобритания в 1907 г. подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за «сердечным согласием» Франции и Англии в 1904 г. русско-английское соглашение привело к формированию русско-франко-английского союза, окончательно оформившегося в 1907 г. и получившего наименование Антанта . Европа раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанта (Франция, Англия, Россия). Началась Первая мировая война.

Причины первой мировой войны

  • Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта источников сырья, сфер влияния.
  • Борьба за передел мира между Тройственным союзом и Антантой.
  • Стремление развитых стран к экспансии - территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению.

Цели России в войне

  • Укрепление позиций России на Балканам в ходе оказания помощи славянским народам.
  • Борьба за контроль над черноморским! проливами.
  • Противодействие агрессии Австро-Венгрии, в отношении Сербии.

Повод к войне

28 июня 1914 г . совершено убийство наследника австро-венгерского престола эре-герцога Франца Фердинанда в Сараево боснийским гимназистом Гаврилой Принципом сербом по национальности.

Первая мировая война.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

1914 год

23 июля Австро-Венгрия при поддержке Германии обвинила Сербию в произошедшем убийстве и выдвинула ей ультиматум.
28 июля Австро-Венгрия заявила о невыполнении ультиматума и объявила Сербии войну.
30-31 июля В России началась мобилизация.
1 августа Германия в ответ на начавшуюся мобилизацию объявила войну России.
3 августа Германия объявила войну Франции.
4 августа В войну вступила Англия.
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
Осень Проведён ряд боевых операций, захват Львова русскими войсками, разгром 2-й русской армии.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — молниеносный и поочередный разгром Франции и России, 2) ни одна из сторон не добилась решающих успехов.

1915 год

В течение года Основные боевые действия перенесены на Восточный фронт, цель - разгром русских войск.
Весна - лето Осуществлён прорыв германских войск: русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, части Прибалтики, Украины и Белоруссии.
8 сентября Николай II принял на себя роль главнокомандующего.
К концу года Война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Немецкое командование решило вновь перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — вывести Россию из войны, 2) борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.

1916 год

13-16 февраля Русские войска заняли Эрзурум.
18-30 марта Проведена Нарочанская операция - наступление российских войск, не имевшее боевого успеха, но облегчившее положение союзников под Верденом.
22 мая - 7 сентября В ходе Брусиловского прорыва русских войск на Юго-Западном фронте армии Австро-Венгрии и Германии потерпели поражение.
В течение года Германия потеряла стратегическую инициативу.
Итоги: 1) наступление русских войск спасло французскую крепость Верден, 2) Германия утратила стратегическую инициативу, 3) Румыния выступила на стороне Антанты.

1917-1918 гг.

Зима 1917 г. Проведены Митавская и Трапезундская операции.
18 апреля 1917 г. Опубликована нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам. Документ адресован правительствам стран Антанты.
7 ноября 1917 г. Октябрьская революция в России. Пришедшие к власти большевики немедленно приняли Декрет о мире.
15 декабря 1917 г. Советская Россия подписала сепаратное перемирие с Германией и Турцией.
18 февраля 1918 г. Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев.
3 марта 1918 г. Заключён Брестский мир между Советской Россией и центрально-европейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией.
Итоги: 1) русская армия полностью деморализована, народ требует мира, 2) 20 ноября (3 декабря) 1917 г. взявшие власть большевики начали переговоры о мире, а 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир.

Итоги войны для России

  • Российская империя потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии (территории отходили Германии, некоторые из них были формально провозглашены независимыми).
  • Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.
  • Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.

Влияние войны на российское общество

В начале военных действий страну захватила волна патриотизма. Но после первых поражений русской армии значительная часть общества осознала бесперспективность войны для России.

Первая мировая война сильно осложнила жизнь людей. Ориентация промышленности на военные заказы привела к нехватке товаров потребления, что вызвало значительный рост цен на них. Кроме того, загруженность железных дорог военными перевозками вела к перебоям в поставках продуктов в крупные города.

К 1916 г. вновь набрало силу забастовочное движение, причём наряду с экономическими требованиями звучат и политические. Из-за тяжёлого экономического положения крестьяне не хотели продавать продукцию сельского хозяйства, предпочитая дождаться лучших времён. К концу 1916 г. в 31 губернии правительство было вынуждено ввести продразвёрстку - принудительную сдачу хлеба по твёрдым ценам.

Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны

Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации

Цель урока истории:

Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;

Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;

Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;

Развивать умения учеников анализировать исторические события;

Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.

Цель урока информатики:

Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;

Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;

Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

Воспитывать умения работать самостоятельно.

План урока истории:

Повод Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны.

Противоборствующие стороны.

Характер Первой мировой войны.

Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.

Последовательность объявления войны государствами-участниками.

Театр боевых действий.

План урока информатики:

Пользование документом Microsoft Word .

Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.

Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.

Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.

Ход урока

Организация учебной деятельности

Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.

Проверка домашнего задания

Вопросы к классу по истории:

Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».

Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?

Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.

Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.

Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.

Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос учеников:

Мультимедийный проект (презентация)

Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point )

Оформление презентации (дизайн)

Команда создания нового слайда (вставка)

Способ «оживления» презентации (анимация)

Электронная страница презентации (слайд)

Демонстрация презентации (показ)

Мотивация учебной деятельности

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?

Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств - участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.

Изучение нового материала

Слово учителя истории : Первая мировая война (1 августа 1914 г - 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело - развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).

Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу

Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Вопросы к историческому документу:

Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?

Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.

За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного - участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.

Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.

Первая мировая война

Противоборствующие стороны

в Первой мировой войне

Характер Первой мировой войны

Цели государств-участников

Германия

Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу

Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом

Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика)

Ослабление Франции и России

Австро - Венгрия

Установление полного господства на Балканах

Подавление национально-освободительных движений словянских народов

Захват Сербии, Волыни и Подолья

Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии

Италия

Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря)

Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции

Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения)

Присоединение Тироля

Россия

Ослабление Германии

Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы

Присоединение Галичины и Восточной Пруссии

Франция

Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств

Возвращение Эльзаса и Лотарингии

Захват части немецких землевладений

Англия

Ослабление Германии

Захват части немецких колониальных землевладений

Распределение владений Османской империи

Сохранение своего господства в море

Стратегические планы противников

Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).

Блицкриг - в переводе с немецкого - молниеносная война - план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.

Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.

Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).

Германия

Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной

Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России

После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию

Австро-Венгрия

Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах

Франция

Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать

Россия

Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном - против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.

Постепенные сторонники Антанты

Постепенные сторонники Тройственного союза

Объявление войны государствами

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

914 год

Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию

1914 год

Германия объявила войну России

1914 год

Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена»)

1914 год

Англия провозгласила войну Германии

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну России , в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии

Япония объявила войну Германии

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.

С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать - театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии

Театры боевых действий в 1914 году

Групповая самостоятельная работа учеников.

Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.

1-я группа - «Повод для начала Первой мировой войны»

2-я группа - «Причины Первой мировой войны»

3-я группа - «Планы государств-участников»

4-я группа - «Поочередность объявления войны»

Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».

Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 - 20 минут):

Использование графических картинок.

Применение различных стилей шрифта.

Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.

Использование нумерации списков.

Общее количество слайдов - не менее 5, включая титульный слайд и содержание.

Закрепление изученного материала

Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.

Подведение итогов

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? - ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.

Вопросы на закрепление темы урока информатики:

Чему новому Вы сегодня научились?

Где можно использовать мультимедийные презентации?

Что понравилось на уроке информатики, а что нет?

Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?

Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.

Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики .

Домашнее задание

Всемирная история

Выучить понятия и термины.

Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).

Информатика

Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.