Домой / Гараж / Жизненный и творческий путь К.Д. Бальмонта. Важные даты биографии Бальмонта

Жизненный и творческий путь К.Д. Бальмонта. Важные даты биографии Бальмонта

Дмитрий Константинович, отец поэта, служил в земстве (был председателем земской управы ), жил в своем доме в г. Шуе, а в 10 верстах от Шуи было у него небольшое имение Гумнищи, где родились и выросли все семь его сыновей: Николай, Аркадий, Константин, Александр, Владимир, Михаил и Дмитрий.

Отец поэта был человек очень приятный: умный, спокойный, «никогда в жизни не возвышавший голоса», говорил о нем Бальмонт. Он любил природу, тишину и семейный уют. Был страстный охотник. В деревне занимался хозяйством, в город ездил только на службу. В Гумнищах он построил небольшой крахмальный завод, чтобы сводить концы с концами и дать своим сыновьям образование. Других средств у них не было. Он очень любил своих мальчиков и заботился о них.

Мать поэта, Вера Николаевна, была из военной семьи Лебедевых с Волги, Ярославской губернии. Отец ее, Николай Семенович, и его братья были военные инженеры. Все с высшим образованием, люди просвещенные и «гуманные», как это тогда называлось. Все они занимали высокие посты. Старший брат Николая Семеновича был известен как строитель канала Мариинской системы, другой, генерал, служил в Польше, хорошо знал польский язык и переводил с него. Ему принадлежит первый перевод драмы Красинского «Небожественная комедия».

Д. К. Бальмонт

В. Н. Бальмонт (урожд. Лебедева)

Дедушка Бальмонта, Николай Семенович, был одаренным человеком, любил музыку, писал стихи. Его мать, прабабушка поэта, была урожденная Титова, дочь известного в свое время композитора.

Семья Лебедевых происходила из татарского рода Белый Лебедь Золотой Орды.

Вера Николаевна была женщина с большим темпераментом, умная, живая, властная. Получила образование в московском Екатерининском институте. С юных лет обожала чтение, музыку, поэзию. Сама писала романы и стихи. Говорила мне, что ни одного дня своей жизни не провела без чтения. Знала языки, особенно хорошо французский. Хозяйству и воспитанию детей не отдавала много времени. Жила большей частью в городе. В молодости устраивала любительские спектакли, в которых сама принимала участие: говорили, что у нее были выдающиеся сценические дарования. Много занималась общественными делами. Держалась самых передовых идей. Политически неблагонадежные, высланные всегда находили приют у нее в доме. Дом Бальмонтов вообще был открытый, и особенно для политически пострадавших. Вера Николаевна за них хлопотала, устраивала.

Она никогда долго не сидела на месте, носилась из деревни в Шую, Владимир, Москву… по делам, а если дел не было, придумывала их себе. «Только зря деньги тратишь», - говорил ее муж, на котором лежала вся тяжесть добывания средств для жизни их большой семьи.

Нрава Вера Николаевна была непоседливого, крикливого. Под старость Дмитрий Константинович, переносивший с трудом характер своей жены, переселился от нее из города в деревню. Он жил там в маленьком флигеле со своей экономкой, красивой степенной женщиной Варварой Спиридоновной. Она вела его хозяйство, за всем надзирала и заботилась о своем старом барине до его смерти. Умер он от общего паралича.

Я хорошо знала эту Варвару Спиридоновну. Последние годы своей жизни она доживала в Москве, в доме, в котором я случайно поселилась. Мы дружили с ней, и она много рассказывала мне о семье Бальмонтов. Она умерла у меня на руках.

Бальмонт любил своих родителей, особенно мать, с которой никогда не переставал общаться. Где бы он ни был, он писал ей, посылал свои новые стихи, посылал «подарочки». Но долго он тяготился ее шумным обществом, ее громким голосом. Лицом и белокуро-рыжеватой окраской волос он был похож на мать. На отца - чертами лица и кротким характером.

Родился Константин Дмитриевич в 1867 году, 4 июня, третьим сыном. Рос со своими братьями в деревне безвыездно до поступления в гимназию. Детство Бальмонта было очень счастливой порой, которую он любил вспоминать. Он описал его подробно в своей книге «Под новым серпом», изданной в Берлине в 1923 году. Он особенно был привязан к своему старшему брату Николаю, серьезному, углубленному в себя юноше, с юных лет отдавшемуся изучению философии и религии. Николай был красив, похож на отца, брюнет. Его лицо в юности имело необычайное сходство с тициановским портретом «L’homme aux gants» , что находится в Лувре. Снимок с этой картины поэтому всегда висел у нас. Совсем молодым Николай сошел с ума - у него была религиозная мания, как говорили тогда. Вскоре он простудился и умер.

Дом Бальмонтов в г. Шуя

Безумие и смерть любимого брата и друга страшно потрясли Бальмонта. Он никогда не забывал его. Несмотря на дружбу и близость двух братьев, они все же были очень различны. В этом отношении интересны их письма, сохранившиеся у меня.

Другие братья Бальмонта были здоровые, сильные спортсмены и охотники. Большинство из них остались жить в Шуе и в деревне, все обзавелись семьями и прожили до старости.

Бальмонт был тихим, созерцательным ребенком. С раннего детства он обожал - в полном смысле этого слова - природу. Десять лет, проведенных в деревне, в саду, среди полей и лесов, наложили неизгладимый отпечаток на все его дальнейшее мышление и чувствование.

Еще совсем маленьким следил он за всеми проявлениями природы на небе и на земле. Звезды, облака, весь мир животных, насекомых, растений захватывал его гораздо больше, чем жизнь окружающих людей. И всегда этот мир казался ему разнообразнее и богаче. Законы природы были единственные, которые он принимал безусловно. Закономерность и постепенность всех изменений, происходящих в природе, быть может, и внушили ему навсегда ненависть к произволу и насилию.

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне (сельце) Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович , служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна , урожденная Лебедева , была образованной женщиной, играла заметную роль в жизни города Шуи — она устраивала любительские спектакли, писала заметки в местной печати, хорошо играла на фортепиано. Вера Николаевна сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

С усадьбы Гумнищи сам поэт начинает отсчёт не только своей жизни, но и своего творчества. «Мои первые шаги, — писал Бальмонт в очерке «На заре », — вы были шагами по садовым дорожкам среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев. Мои первые шаги первыми весенними песнями птиц были окружены, первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны неведомому Морю и высокое солнце владеет всем… Я начал писать стихи в возрасте десяти лет… Это было в родной моей усадьбе Гумнищи…в лесном уголке, который до последних дней жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизни»:

В чистом море солнечного света
Тучки цепью стройною плывут,
Нежат душу ласкою привета,
В даль её таинственно влекут.
И в душе опять проснулись грёзы,
Вновь гроза над нею пронеслась:
Я смеюсь, сквозь радостные слёзы,
Я рыдаю, радостно смеясь.

(«Пробуждение»)

Мать — Вера Николаевна была первым человеком, которому он открылся в качестве стихотворца. И она же стала для него первым суровым критиком, заставившим его задуматься над отличием обычного стихотворчества от поэзии. Бальмонт пишет: «…Первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете... Опять стихи возникли в яркий солнечный день, во время довольно долгой поездки среди густых лесов. Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая на этот раз смотрела на меня после каждого стихотворения восхищёнными, такими милыми глазами… Из всех людей моя мать, высокообразованная, умная и редкостная женщина, оказала на меня в моей поэтической жизни наиболее глубокое влияние».

А ещё рядом был отец. Отдавая должное Дмитрию Константиновичу как председателю уездной земской управы, много сделавшему полезного для земляков, Бальмонт всё-таки подчёркивает в автобиографической прозе нравственные качества отца, заявляя при этом, что они оказали на него сильное заветное влияние. Это был, по определению поэта, необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты. «С ним, ещё в самом первоначальном детстве, — признавался Бальмонт в очерке «На заре », — я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек, которых так много в моих родных краях»:

Где б я ни странствовал, везде припоминаю
Мои душистые леса.
Болота и поля, в полях — от края к краю —
Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу
Мои родные васильки.
И, в прошлое, открыв таинственную дверцу,
Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка, —
Я льну к прохладе серебра.
И так чарующе и так узывно-чётко
Душа поёт: «Вернись. Пора».

(«Где б я ни странствовал»)

В 1876 - 1884 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии. Здесь нельзя не вспомнить о таком событии бальмонтовской жизни, как его участие шестнадцатилетним гимназистом в оппозиционном кружке, возникшем в Шуе в 1883 году . Руководил кружком Иван Петрович Предтеченский , к которому мать Бальмонта относилась с явной симпатией. Члены кружка знакомились с подцензурной литературой (в частности читали газету «Народная воля»), обсуждали вопросы, связанные с эксплуатацией рабочих, мечтали о коренном революционном перевороте жизни. В 1884 году за участие в противоправительственном кружке Бальмонт был исключён из гимназии. Доучивался он во Владимире под неусыпным надзором гимназического начальства, что, впрочем, не мешало ему не только сохранять дух вольнодумства, но и укреплять его. Известно, что, будучи студентом Московского университета, он, в ноябре 1887 года , был одним из организаторов студенческих беспорядков. За это его на три дня посадили в Бутырскую тюрьму, исключили из университета, а потом в административном порядке выслали в Шую.

В итоге, высшего образования поэт так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Первая книга стихов — «Сборник стихотворений » была издана в Ярославле на средства автора в 1890 году . Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.

Величайший представитель поэзии начала ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт появился на свет 3 июня 1867 г. в поселке Гумнищи Владимирской губернии. Его отец значился судьей в городском земстве, а мать занималась литературой. Она часто проводила литературные вечера, появлялась в любительских спектаклях.

Именно мать познакомила Бальмонта с литературой, историей, музыкой и словесностью, повлияв на восприятие мальчика. Как поэт писал позднее, от матери он почерпнул необузданность и страстность натуры, ставшие основой всей его тонкой души.

Детские годы

У Константина было 6 братьев. Когда пришла пора обучать старших, семья обосновалась в городе. В 1876 г. маленький Бальмонт пошел в гимназию. Учеба мальчику скоро наскучила, и все свои дни он проводил за запойным чтением. Причем немецкие и французские книги читались в оригинале. Прочитанное настолько вдохновило Бальмонта, что в 10 лет он впервые написал стихи.

Но, как и многие мальчики того времени, маленький Костя подвергся бунтарским революционным настроениям. Он познакомился с революционным кружком, где активно участвовал, из-за чего и был отчислен в 1884 г. Доучивался во Владимире, и кое-как закончил гимназию в 1886 г. Затем юношу отправляют в Московский университет учиться на юриста. Но революционный настрой никуда не делся, и спустя год студента выгоняют за проведение студенческих беспорядков.

Начало творческого пути

Первый поэтический опыт 10-летнего мальчика был жестоко раскритикован матерью. Задетый за живое мальчик забывает о поэзии на 6 лет. Первое опубликованное произведение датируется 1885 годом, и появилось оно в журнале «Живописное обозрение». С 1887 по 1889 гг. Константин вплотную занялся переводами книг с немецкого и французского. В 1890 г. из-за нищеты и печального брака новоиспеченный переводчик выбрасывается из окна. С сильными травмами он около года проводит в больнице. Как писал сам поэт, проведенный в палате год повлек за собой «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности». За этот год Бальмонт издал свою дебютную книгу стихов. Признания не последовало, и, уязвленный безразличием к своему творчеству, он уничтожает целый тираж.

Расцвет поэта

После неудачного опыта с собственной книгой Бальмонт занялся саморазвитием. Он читает книги, совершенствует языки, проводит время в разъездах. С 1894 по 1897гг. занимается переводами «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы». Появляются новые, теперь уже удачные, попытки издания стихов: в 1894 г. вышла книга «Под северным небом», 1895 г. - «В безбрежности», 1898 г. - «Тишина». Произведения Бальмонта появляются в газете «Весы». В 1896 г. поэт снова женится, и уезжает с женой в Европу. Путешествия продолжаются: в 1897 г. он проводит в Англии уроки о русской литературе.

Новая книга стихов вышла в свет в 1903 г. с заголовком «Будем как солнце». Она возымела небывалый успех. В 1905 г. Бальмонт опять покидает Россию, и отправляется в Мексику. Революцию 1905-1907 гг. путешественник встретил неистово, и принял в ней прямое участие. Поэт регулярно находился на улице, имел при себе заряженный револьвер и читал речи студентам. Страх перед арестом заставляет революционера уехать в 1906 г. во Францию.

Обосновавшись в глубинке Парижа, поэт все же проводит все время вдалеке от дома. В 1914 г., посетив Грузию, он переводит поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1915 г. возвращается в Москву, где читает студентам лекции по литературе.

Творческий кризис

В 1920 г. Бальмонт снова уезжает в Париж с третьей женой и дочерью, и уже не покидает его пределы. Во Франции выходит еще 6 сборников со стихами, в 1923 году издаются автобиографии «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Константин Дмитриевич очень скучал по Родине, и частенько жалел о том, что покинул ее. Страдания выливались в стихи того периода. Ему становилось все сложнее, и вскоре у него обнаружили серьезное нарушение психики. Поэт перестал писать, и все больше времени посвящал чтению. Конец жизни он провел в приюте «Русский дом» во французской глубинке. Великий поэт скончался 23 декабря 1942 г.

Биография

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером. Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835--1907), служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала -- коллежским регистратором, затем мировым судьёй, наконец -- председателем уездной земской управы. Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально; она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать "красоту женской души". Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и "не была чужда некоторого вольнодумства": в доме принимали "неблагонадежных" гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал "необузданность и страстность", весь свой "душевный строй".

Детские годы

Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, "что-то о дикарях-океанийцах". Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии. "Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю „Горные вершины" Лермонтова (не Гёте, Лермонтова)", -- писал позже поэт. Вместе с тем, -- "…Моими лучшими учителями в поэзии были -- усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори", -- вспоминал он в 1910-х годах. "Красивое малое царство уюта и тишины", -- так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба -- старый дом, окруженный тенистым садом. Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью.

Когда пришло время отдавать старших детей в школу, семья переехала в Шую. Переезд в город не означал отрыва от природы: дом Бальмонтов, окружённый обширным садом, стоял на живописном берегу реки Тезы; отец, любитель охоты, часто выезжал в Гумнищи, и Константин сопровождал его чаще других. В 1876 году Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии, которую позже называл "гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке". Сначала мальчик делал успехи, но вскоре ученье ему наскучило, и успеваемость снизилась, зато наступило время запойного чтения, причём французские и немецкие произведения он читал в подлиннике. Под впечатлением от прочитанного он в возрасте десяти лет сам начал писать стихи. "В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете", -- вспоминал он. Эти поэтические начинания, однако, были раскритикованы матерью, и мальчик не пытался повторить свой поэтический эксперимент в течение шести лет.

Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт был исключён за принадлежность к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии "Народная воля". Подоплёку этого своего раннего революционного настроя поэт впоследствии объяснял так: "…Я был счастлив, и мне хотелось, чтобы всем было так же хорошо. Мне казалось, что, если хорошо лишь мне и немногим, это безобразно".

Усилиями матери Бальмонт был переведён в гимназию города Владимира. Но здесь жить ему пришлось на квартире у учителя греческого языка, который ревностно исполнял обязанности "надзирателя". В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта, студента последнего курса. Три его стихотворения были напечатаны в популярном петербургском журнале "Живописное обозрение" (2 ноября -- 7 декабря). Это событие не было замечено -- никем, кроме наставника, который запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учёбы в гимназии. Курс Бальмонт окончил в 1886 году, по собственным словам, "прожив, как в тюрьме, полтора года". "Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему", -- писал впоследствии поэт. Подробно детские и юношеские годы были описаны им в автобиографическом романе "Под новым серпом" (Берлин, 1923). В семнадцатилетнем возрасте Бальмонт испытал и первое литературное потрясение: роман "Братья Карамазовы", как вспоминал он позже, дал ему "больше, чем какая-либо книга в мире".

В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником. Но уже в 1887 году за участие в беспорядках (связанных с введением нового университетского устава, который студенты считали реакционным), Бальмонт был исключён, арестован и посажен на трое суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт, который "в юности больше всего увлекался общественными вопросами", до конца своей жизни считал себя революционером и бунтарём, мечтавшим "о воплощении человеческого счастья на земле". Поэзия в интересах Бальмонта возобладала лишь позже; в юные годы он порывался стать пропагандистом и "уйти в народ".

Константин Бальмонт

Александр Блок называл Константина Бальмонта «поэтом с утренней душой». Бальмонт в детстве любил гулять с отцом по лесу, наслаждаться красотой полей, лугов, болот и цветов. Это ощущение прекрасного отразилось и на его поэзии. Первые детские стихотворения Константин Дмитриевич писал для своей дочери Нины. В сборнике «Фейные сказки», который в 1905 году издал Бальмонт, стихи для детей наполнены очаровательными персонажами. Здесь живет нежная фея, эльфы, мошки, блошки и росинки на ромашках. Эта фея решает любые споры и ведет с муравьями войну. Процитируем его стихотворение «Наряды феи»:

Еще ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,

Поэзия, адресованная юным читателям, для Константина Дмитриевича была основной, он очень охотно писал для детей. Цикл «Фейные сказки» связан не только с мифологией, а и с фольклорами разных народов. Автор пытался создать в них идеальный мир, поэтому его строки зачаровывают детей. Также в сборнике у Бальмонта можно встретить Кощея, Бабу Ягу, серенького козлика и других сказочных персонажей:

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга -
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Еще Бальмонт стихи для детей посвящал любимой природе. Любовь ко всему живому нашла отражение в его детской поэзии.
Приведем пример таким стихотворением:

Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.

Детство поэта было самой лучшей порой его жизни. Он был созерцательным ребенком, обожал природу, поскольку десять лет жил в деревне Константин Бальмонт. Стихи для детей этого поэта наполнены ощущением радости к жизни, гармонией мира и красотой. Константина Дмитриевича можно назвать последователем Василия Жуковского, так как его стихотворения имеют сказочное повествование. Бальмонт стихи для детей старался сочинять так, чтобы они могли фантазировать, радоваться веселиться, не думая о тревогах и негативе. Волшебство мы можем почувствовать и в стихотворении «Золотая рыбка». Здесь в парке возле пруда живут насекомые, птицы, растут маргаритки и одуванчики. Ребенок, читая это стихотворение, отправляется в путешествие к липовой аллее и пруду, где бьют подземные ключи, и обитает золотая рыбка:

В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

И кружились под Луной,
Точно вырезные,
Опьяненные Весной,
Бабочки ночные.

Произведение очень музыкально и лирично. В нем есть поэтическая взволнованность, эмоциональная окрашенность и душевность. Бальмонта стихи для детей всегда делают настроение радостным и приподнятым. Похожа ли бальмонтовская золотая рыбка на пушкинскую? Скорее нет, чем да. У Александра Сергеевича она тоже творила чудеса, но это были материальные блага, а у Константина Дмитриевича – духовные. В этом и различие. У Константина Бальмонта стихов для детей придумано огромное множество, его поэзия близка к живописи и музыке. Звуки и мелодичность играют главную роль в детской поэзии Константина Дмитриевича, именно поэтому более 600 его стихотворений легло на музыку различных композиторов.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ

ПОСВЯЩЕНИЕ
Солнечной-Нинике, с светлыми глазками -
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснешь мне зелеными глазками, -
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, - а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.

ФЕЯ
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата, -
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

НАРЯДЫ ФЕИ
У Феи - глазки изумрудные,
Все на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
Еще ей платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.
Росинка, с грезой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с Светляком.

ПРОГУЛКА ФЕИ
Фея в сад гулять пошла,
Так нарядна и светла,
Говорит с цветами,
Ей цветы: Будь с нами.
Фея, будь, как мы, цветок,
Развернись, как лепесток,
Будь рябинкой дикой,
Или повиликой.
Будь анютиным глазком,
Или синим васильком.
Иль еще малюткой,
Синей незабудкой.
Прилетит на лепесток
Желтокрылый мотылек,
Хоботком коснется,
Фея улыбнется.
Прилетит к тебе пчела,
Прожужжит: не бойся зла,
Я лишь пыль сбираю,
Мед приготовляю.
Покачнув на тыне хмель,
Прогудит мохнатый шмель:
Ну-ка поцелую Фею молодую.
А когда придет закат,
Все цветы проговорят:
В росах умываться,
Спать приготовляться.
Фея слушала цветы,
Фея нежила листы,
Но, сама причуда,
Прочь пошла оттуда.
Или я на мотылька
Променяю светлячка?
Не хочу меняться.-
И давай смеяться.
Скрылась в замок под листком,
Забавлялась с светляком,
Цветиком не стала,
Звонко хохотала.

ФЕЯ ЗА ДЕЛОМ
К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть,
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.

Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.

А потом на комара
Жаловалась муха,
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор,
И сказала: Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти.

И велела пауку, -
Встав с воздушных кресел, -
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.

И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.

РЕШЕНИЕ ФЕИ
Солнце жаворонку силу петь дает,
Он до Солнца долетает и поет.
Птичка жаворонок - певчим птичкам царь
На совете птиц давно решили, встарь.

Но решенье птиц не принял соловей,
Он с обидой дожидается ночей.
И как только означается Луна,
Соловьиная баллада всем слышна.

Фея молвила: Чего же спорить им?
Ну и глупые с решением своим.
После утра есть вечерняя заря,
В дне и ночи пусть нам будут два царя.

ВЕТЕРОК ФЕИ
В сказке Фейной, тиховейной,
Легкий Майский ветерок
Колыхнул цветок лилейный,
Нашептал мне пенье строк.
И от Феи лунно-нежной
Бросил в песни мне цветы.
И умчался в мир безбрежный,
В новой жажде красоты.
А еще через минутку
Возвратился с гроздью роз:
"Я ушел, но это в шутку,
Я тебе цветов принес".

ЧАРЫ ФЕИ
Я шел в лесу. Лес темный был
Так странно зачарован.
И сам кого-то я любил,
И сам я был взволнован.

Кто так разнежил облака,
Они совсем жемчужны?
И почему ручью река
Поет: мы будем дружны?

И почему так ландыш вдруг
Вздохнул, в траве бледнея?
И почему так нежен луг?
Ах, знаю! Это Фея.

ФЕЯ И СНЕЖИНКИ
Катаясь на коньках,
На льду скользила Фея.
Снежинки, тихо рея,
Рождались в облаках.

Родились - и скорей,
Сюда, скорей, скорее.
Из мира снежных фей
К земной скользящей Фее.

ТРИ ПЕСЧИНКИ
"Что можно сделать из трех песчинок?"
Сказала как-то мне Фея вод.
Я дал букетик ей из былинок,
И в трех песчинках ей дал отчет.

Одну песчинку я брошу в Море,
Ей будет любо там в глубине.
Другая будет в твоем уборе,
А третья будет на память мне.

ДЕТСКИЙ МИР
Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки и кроты,
Как вы вновь мне стали близки.
Снова детские цветы.

Незабудки расцветают,
Маргаритки щурят глаз,
Подорожники мечтают -
Вот роса зажжет алмаз.

Вплоть до самой малой мошки,
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.

А в кустах, где все так дико,
Притаился хмурый еж.
Вон краснеет земляника,
Сколько ягод здесь найдешь.

Все цветы на зов ответят,
Развернув свои листки.
А в ночах твой путь осветят
Между травок светляки.

ЗАИНЬКА
Заинька беленький хвостиком моргал,
Заинька в садике вкусного искал.
Заиньку в садике садовник увидал,
Выстрелил в заиньку, выстрел не попал.

Заинька прочь ушел, пошел он в огород,
В грядках капустных стал сильный недочет.
Заиньку отдали амке под надзор,
Амкает амка, но зайка ловкий вор.

Заиньку белого вьюга бережет,
Заиньку полночь в обиду не дает.
Заиньку белого ежели убьют,
Что же нам песенки веселые споют!

КОШКИН ДОМ
Мышка спичками играла,
Загорелся кошкин дом.
Нет, давай начну сначала,
Мышка спичками играла,
Перед Васькой, пред котом.
Промяукнул он на мышку, -
А она ему: "Кис-кис".
"Нет", сказал он, "это - лишку",
И за хвостик хвать плутишку,
Вдруг усы его зажглись.
Кот мяукать, кот метаться,
Загорелся кошкин дом.
Тут бы кошке догадаться,
А она давай считаться,
Все поставила вверх дном.
Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел до тла.
"Этой мышке помогла я",
Спичка молвила, пылая.
Мышка до сих пор цела.

ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА
Одуванчик вздумал взять
Замуж маргаритку.
А червяк, чтоб не отстать,
Замуж взял улитку.

И ликуют два цветка,
Счастливы друг другом.
И улитка червяка
Назвала супругом.

Но мгновенно улетел
Одуванчик белый.
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.

А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа.
Что же стало с червяком,
Я не знаю, право.