Домой / Профнастил / Бухгалтерский учет готовой продукции в бюджетных учреждениях. Отдельные вопросы учета готовой продукции бюджетных учреждений Учет готовой продукции бюджетном учреждении

Бухгалтерский учет готовой продукции в бюджетных учреждениях. Отдельные вопросы учета готовой продукции бюджетных учреждений Учет готовой продукции бюджетном учреждении

Л. Успехова, эксперт

Готовая продукция – это продукция, изготовленная учреждением для продажи. Такое определение можно вывести из описания особенностей учета готовой продукции в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Однако продажа (или реализация) готовой продукции – это не единственная операция, которая может иметь место, если учреждение занимается ее выпуском. Важно знать, как правильно принять на учет, списать с учета выпущенную продукцию, отразить операции по ее использованию для целей самого учреждения, а также учесть потери в результате хранения и перемещения. Все эти и другие вопросы будут освещены в данном материале.

Прежде чем начать разговор об учете готовой продукции, следует сказать несколько слов о документах, на основании которых бюджетные учреждения осуществляют с 1 января 2011 года.

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств при ведении бюджетного учета руководствуются общими положениями Инструкции № 157н , а также Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н ). При этом Инструкция № 162н применяется бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления с учетом положений п. 15, 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ решения о предоставлении соответствующему бюджетному учреждению субсидий согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Бюджетные учреждения нового типа, получающие субсидии из соответствующего бюджета, при ведении учета также руководствуются положениями Инструкции № 157н и Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н ).

Что изменилось в формировании номера счета?

Работники бухгалтерий бюджетных учреждений помнят, что в соответствии с Инструкцией № 148н учитывалась на счете 105 07 000, который так и назывался – «Готовая продукция». Согласно Единому плану счетов, утвержденному Инструкцией № 157н , готовая продукция относится к объекту учета – материальным запасам и учитывается на одноименном синтетическом счете 105 00, где 105 – это синтетический код счета (19 – 23-й разряды). В силу п. 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. Введение кода группы – это новация Инструкции № 157н .

Материальные запасы учитываются в разрезе трех групп:

– 20 – особо ценное движимое имущество учреждения;

– 30 – иное движимое имущество учреждения;

– 40 – предметы лизинга.

Поскольку готовая продукция не может быть предметом лизинга, остается две группы – 20 и 30, то есть учет готовой продукции может осуществляться на следующих группировочных счетах:

– 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 105 30 000 «Материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы и соответствующий аналитический код вида синтетического счета. Код вида синтетического счета для объектов учета готовой продукции – 7 (п. 117 Инструкции № 157н ). То есть 22 – 23-й разряды номера синтетического счета, на котором учитывается готовая продукция, могут иметь соответственно код 27 или 37 . Таким образом, учет готовой продукции ведется на счетах:

– 0 105 27 000 «Готовая продукция – особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с п. 21 Инструкции № 162н бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств не применяют группировочный счет 0 105 20 000, поскольку у них нет особо ценного движимого имущества. Таким образом, в учете бюджетного учреждения получателя бюджетных средств может отражаться только готовая продукция – иное движимое имущество учреждения (счет 0 105 37 000).

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают материальные запасы по группам особо ценного и иного движимого имущества. Они ведут учет готовой продукции на обоих счетах: и 0 105 27 000, и 0 105 37 000 (п. 31 Инструкции № 174н ).

Аналитические коды в номере счета в 1 – 17-м разрядах соответствуют:

– аналитическому коду по бюджетной классификации РФ согласно приложению 2 к Инструкции № 162н для бюджетных учреждений – получателей бюджетных средств;

– аналитическому коду по классификационному признаку поступлений и выбытий для бюджетных учреждений, получающих субсидии.

18-й разряд счета представляет собой код вида деятельности, или код вида финансового обеспечения. Виды финансового обеспечения учреждения также претерпели изменения. По мнению автора, готовая продукция бюджетных учреждений может учитываться по следующим кодам вида деятельности:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (применяются бюджетными учреждениями, получающими субсидии);

– 5 – субсидии на иные цели (применяются бюджетными учреждениями, получающими субсидии);

– 6 – бюджетные инвестиции.

В 24 – 26-м разрядах счета бюджетными учреждениями по-прежнему отражаются коды КОСГУ (п. 21 Инструкции № 157н ):

– 340 – увеличение стоимости материальных запасов;

– 440 – уменьшение стоимости материальных запасов.

Принятие готовой продукции к учету

В соответствии с инструкциями № 162н, 174н готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости на основании Требования-накладной (ф. 0315006).

Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств следующей записью (п. 27 Инструкции № 162н ):

Дебет счета 0 105 37 340 «Увеличение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 109 61 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

Инструкция № 157н рассматривает также возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости. Такой вариант принятия на учет готовой продукции применяется бюджетными учреждениями, получающими субсидии (п. 39 Инструкции № 174н ).

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой.

В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

А) в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью:

Дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит счетов 0 109 60 211 – 0 109 60 213, 0 109 60 221 – 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 – как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

Б) в части превышения плановой стоимости над фактической себестоимостью:

Дебет счетов 0 109 60 211 – 0 109 60 213, 0 109 60 221 – 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 – как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»

Использование готовой продукции в собственных целях

Инструкция № 162н рассматривает передачу готовой продукции в целях использования ее для нужд учреждения в рамках только одного объекта учета – материальных запасов. Передача готовой продукции осуществляется на основании требования-накладной и отражается в учете следующими проводками:

Дебет счетов 0 105 31 340 – 0 105 36 340 – как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов либо основных средств

Инструкция № 157 предусматривает перевод готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения в состав не только материальных запасов, но и основных средств (п. 123 Инструкции № 157н ). Это правило действительно для бюджетных учреждений, получающих субсидии. Перевод готовой продукции в состав основных средств и материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости на основании требования-накладной. Хозяйственные операции по переводу продукции в состав основных средств в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции отражаются проводкой:

Дебет счетов 0 101 21 310 – 0 101 28 310, 0 101 31 310 – 0 101 38 310 – как увеличение стоимости соответствующих основных средств

Перевод в состав материальных запасов отражается также в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственных операций следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 105 21 340 – 0 105 27 340, 0 105 31 340 – 0 105 39 340 – как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов

Кредит соответствующих счетов счета 0 105 00 000 – как уменьшение стоимости соответствующей готовой продукции

В случае перевода готовой продукции в состав материальных запасов (основных средств) ее фактическая себестоимость признается фактической (первоначальной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции № 157н ).

Списание потерь готовой продукции

Списание естественной убыли готовой продукции производится на основании оправдательных документов (актов) только по результатам проведенной инвентаризации.

Бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств естественная убыль списывается с кредита счета 0 105 37 440 в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от того, где имело место применение готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н ):

– 0 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

– 0 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

– 0 109 81 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов».

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают естественную убыль готовой продукции с кредита счетов 0 105 27 440, 0 105 37 440 также исходя из смысла операции в дебет следующих счетов (п. 43 Инструкции № 174н ):

– 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

– 0 109 70 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

– 0 109 80 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

– 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов».

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств списание потерь готовой продукции при чрезвычайных обстоятельствах отражают проводкой:

Дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества»

Сумма недостач, хищений в размере балансовой стоимости готовой продукции относится на доходы от реализации активов (счет 0 401 10 172 ) на основании надлежаще оформленных актов. При этом в учете формируется виновных лиц в размере текущей рыночной стоимости готовой продукции. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть выручена в результате продажи объектов готовой продукции на дату обнаружения недостачи, хищения (п. 25 Инструкции № 157н).

В учете операции по списанию выявленных недостач и хищений отражаются следующим образом:

1. Начисление задолженности по выявленным недостачам, хищениям:

Дебет счета 0 209 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Кредит счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»

2. Списание балансовой стоимости готовой продукции:

Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»

Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения»

3. Списание с баланса суммы недостачи готовой продукции в связи с неустановлением виновных лиц, уточнением суммы задолженности по недостачам по решению суда, а также возмещением причиненного вреда в натуральной форме:

Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 0 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, сумму недостач, хищений готовой продукции относят в дебет счета 0 401 20 272 «Рас-ходование материальных запасов». Остальные операции отражаются теми же проводками.

Реализация готовой продукции

Реализация готовой продукции – это передача права собственности на продукцию, изготовленную учреждением, заказчикам в соответствии с договором.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ ).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется методом начисления. Финансовый результат текущей деятельности учреждения тоже отражается по этому методу. Таким образом, доходы и расходы учреждения, связанные с реализацией готовой продукции, должны быть отражены в учете по нему же. Пункт 3 Инструкции № 157н дает следующее определение метода начисления: это метод, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением операций. Отсюда – доход от реализации готовой продукции должен быть начислен в момент перехода права собственности на нее к заказчику. Если договором не установлено иное, то моментом перехода права собственности на продукцию считается ее отгрузка. Именно в момент отгрузки у бюджетного учреждения возникает требование к заказчику оплатить отгруженную продукцию, а значит, этот момент считается моментом (датой) отражения в бухгалтерском учете доходов от реализации готовой продукции.

На основании анализа положений указанных выше инструкций автор предлагает следующую схему проводок для отражения операций по реализации готовой продукции бюджетными учреждениями. Приведенная ниже схема может применяться бюджетными учреждениями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности.

1. Доход от реализации готовой продукции для бюджетных учреждений является доходом от оказания платных услуг. Сумма начисленного дохода отражается в соответствии с условиями договора (договорная стоимость) и включает сумму НДС, в случае если реализация продукции облагается данным налогом.
Начисление дохода отражается проводкой:

2. Начисление НДС к уплате в бюджет со стоимости реализованной готовой продукции отражается проводкой:

Кредит счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

3. Реализация готовой продукции, другими словами, списание стоимости готовой продукции на доходы от оказания платных услуг отражается в учете проводкой:

Дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит счета 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции – иного имущества учреждения»

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают в дебет счета 0 401 10 130 плановую (нормативно-плановую) стоимость готовой продукции (п. 42 Инструкции № 174н), бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств – фактическую себестоимость готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н). Отпуск продукции заказчику производится на основании первичных учетных документов: Требова-ния-накладной (ф. 0315006) и Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).

4. Начисление дебиторской задолженности заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции отражается проводкой:

Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Кредит счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)

5. При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции делается проводка:

Дебет счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)

Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

6. Поступление на счет учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:

Дебет счетов 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 2 201 21 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

7. Поступление в кассу учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:

Дебет счета 2 201 34 510 «Поступление средств в кассу учреждения»

Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Готовая продукция - это продукция, изготовленная учреждением для продажи. Такое определение можно вывести из описания особенностей учета готовой продукции в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Однако продажа (или реализация) готовой продукции - это не единственная операция, которая может иметь место, если учреждение занимается ее выпуском. Важно знать, как правильно принять на учет, списать с учета выпущенную продукцию, отразить операции по ее использованию для целей самого учреждения, а также учесть потери в результате хранения и перемещения. Все эти и другие вопросы будут освещены в данном материале.

Прежде чем начать разговор об учете готовой продукции, следует сказать несколько слов о документах, на основании которых бюджетные учреждения осуществляют бухгалтерский учет с 1 января 2011 года.

Бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств при ведении бюджетного учета руководствуются общими положениями Инструкции № 157н , а также Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н ). При этом Инструкция № 162н применяется бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления с учетом положений п. 15, 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ решения о предоставлении соответствующему бюджетному учреждению субсидий согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Бюджетные учреждения нового типа, получающие субсидии из соответствующего бюджета, при ведении учета также руководствуются положениями Инструкции № 157н и Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н ).

Что изменилось в формировании номера счета?
Работники бухгалтерий бюджетных учреждений помнят, что готовая продукция в соответствии с Инструкцией № 148н учитывалась на счете 105 07 000, который так и назывался - «Готовая продукция». Согласно Единому плану счетов, утвержденному Инструкцией № 157н , готовая продукция относится к объекту учета - материальным запасам и учитывается на одноименном синтетическом счете 105 00, где 105 - это синтетический код счета (19 - 23-й разряды). В силу п. 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. Введение кода группы - это новация Инструкции № 157н .

Материальные запасы учитываются в разрезе трех групп:
- 20 - особо ценное движимое имущество учреждения;
- 30 - иное движимое имущество учреждения;
- 40 - предметы лизинга.

Поскольку готовая продукция не может быть предметом лизинга, остается две группы - 20 и 30, то есть учет готовой продукции может осуществляться на следующих группировочных счетах:
- 0 105 20 000 «Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 30 000 «Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы и соответствующий ана-литический код вида синтетического счета. Код вида синтетического счета для объектов учета готовой продукции - 7 (п. 117 Инструкции № 157н ). То есть 22 - 23-й разряды номера синтетического счета, на котором учитывается готовая продукция, могут иметь соответственно код 27 или 37 . Таким образом, учет готовой продукции ведется на счетах:
- 0 105 27 000 «Готовая продукция - особо ценное движимое иму-щество учреждения»;
- 0 105 37 000 «Готовая продукция - иное движимое имущество уч-реждения».

В соответствии с п. 21 Инструкции № 162н бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств не применяют группировочный счет 0 105 20 000, поскольку у них нет особо ценного движимого имущества. Таким образом, в учете бюджетного учреждения получателя бюджетных средств может отражаться только готовая продукция - иное движимое имущество учреждения (счет 0 105 37 000).

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают матери-альные запасы по группам особо ценного и иного движимого имущества. Они ведут учет готовой продукции на обоих счетах: и 0 105 27 000, и 0 105 37 000 (п. 31 Инструкции № 174н ).

Аналитические коды в номере счета в 1 - 17-м разрядах соответствуют:
- аналитическому коду по бюджетной классификации РФ согласно приложению 2 к Инструкции № 162н для бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств;

Аналитическому коду по классификационному признаку поступлений и выбытий для бюджетных учреждений, получающих субсидии.
18-й разряд счета представляет собой код вида деятельности, или код вида финансового обеспечения. Виды финансового обеспечения учреждения также претерпели изменения. По мнению автора, готовая продукция бюджетных учреждений может учитываться по следующим кодам вида деятельности:

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (применяются бюджетными учреждениями, получающими субсидии);

5 - субсидии на иные цели (применяются бюджетными учрежде-ниями, получающими субсидии);

6 - бюджетные инвестиции.

В 24 - 26-м разрядах счета бюджетными учреждениями по-прежнему отражаются коды КОСГУ (п. 21 Инструкции № 157н ):

340 - увеличение стоимости материальных запасов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Принятие готовой продукции к учету

В соответствии с инструкциями № 162н, 174н готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости на основании Требования-накладной (ф. 0315006).

Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств следующей записью (п. 27 Инструкции № 162н ):

Дебет счета 0 105 37 340 «Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 109 61 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

Инструкция № 157н рассматривает также возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости. Такой вариант принятия на учет готовой продукции применяется бюджетными учреждениями, получающими субсидии (п. 39 Инструкции № 174н ).

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой.

В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

А) в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью:

Дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счетов 0 109 60 211 - 0 109 60 213, 0 109 60 221 - 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 - как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

Б) в части превышения плановой стоимости над фактической себе-стоимостью:

Дебет счетов 0 109 60 211 - 0 109 60 213, 0 109 60 221 - 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 - как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»

Использование готовой продукции в собственных целях
Инструкция № 162н рассматривает передачу готовой продукции в целях использования ее для нужд учреждения в рамках только одного объекта учета - материальных запасов. Передача готовой продукции осуществляется на основании требования-накладной и отражается в учете следующими проводками:

Дебет счетов 0 105 31 340 - 0 105 36 340 - как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов либо основных средств

Инструкция № 157 предусматривает перевод готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения в состав не только материальных запасов, но и основных средств (п. 123 Инструкции № 157н ). Это правило действительно для бюджетных учреждений, полу-чающих субсидии. Перевод готовой продукции в состав основных средств и материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости на основании требования-накладной. Хозяйственные операции по переводу продукции в состав основных средств в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции отражаются проводкой:

Дебет счетов 0 101 21 310 - 0 101 28 310, 0 101 31 310 - 0 101 38 310 - как увеличение стоимости соответствующих основных средств

Перевод в состав материальных запасов отражается также в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственных операций следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 105 21 340 - 0 105 27 340, 0 105 31 340 - 0 105 39 340 - как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов
Кредит соответствующих счетов счета 0 105 00 000 - как уменьшение стоимости соответствующей готовой продукции

В случае перевода готовой продукции в состав материальных запасов (основных средств) ее фактическая себестоимость признается фактической (первоначаль-ной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции № 157н ).

Списание потерь готовой продукции
Списание естественной убыли готовой продукции производится на основании оправдательных документов (актов) только по результатам проведенной инвентаризации.

Бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств естественная убыль списывается с кредита счета 0 105 37 440 в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от того, где имело место приме-нение готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н ):

0 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

0 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

0 109 81 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов».
Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают естест-венную убыль готовой продукции с кредита счетов 0 105 27 440, 0 105 37 440 также исходя из смысла операции в дебет следу¬ющих счетов (п. 43 Инструкции № 174н ):

0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

0 109 70 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

0 109 80 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

0 401 20 272 «Расходование материальных запасов».

Бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств списание потерь готовой продукции при чрезвычайных обстоятельствах отражают проводкой:

Дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продук-ции - иного движимого имущества»

Сумма недостач, хищений в размере балансовой стоимости готовой продукции относится на доходы от реализации активов (счет 0 401 10 172 ) на основании надлежаще оформленных актов. При этом в учете формируется дебиторская задолженность виновных лиц в размере текущей рыночной стоимости готовой продукции. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть выручена в результате продажи объектов готовой продукции на дату обнаружения недостачи, хищения (п. 25 Инструкции № 157н).

В учете операции по списанию выявленных недостач и хищений отражаются следующим образом:

1. Начисление задолженности по выявленным недостачам, хищениям:
Дебет счета 0 209 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»
Кредит счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»

2. Списание балансовой стоимости готовой продукции:
Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения»

3. Списание с баланса суммы недостачи готовой продукции в связи с неустановлением виновных лиц, уточнением суммы задолженности по недостачам по решению суда, а также возмещением причиненного вреда в натуральной форме:

Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, сумму недостач, хищений готовой продукции относят в дебет счета 0 401 20 272 «Рас-ходование материальных запасов». Остальные операции отражаются теми же проводками.

Реализация готовой продукции
Реализация готовой продукции - это передача права собственности на продукцию, изготовленную учреждением, заказчикам в соответствии с договором.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ ).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется методом начисления. Финансовый результат текущей деятельности учреждения тоже отражается по этому методу. Таким образом, доходы и расходы учреждения, связанные с реализацией готовой продукции, должны быть отражены в учете по нему же. Пункт 3 Инструкции № 157н дает следующее определение метода начисления: это метод, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением операций. Отсюда - доход от реализации готовой продукции должен быть начислен в момент перехода права собственности на нее к заказчику. Если договором не установлено иное, то моментом перехода права собственности на продукцию считается ее отгрузка. Именно в момент отгрузки у бюджетного учреждения возникает требование к заказчику оплатить отгруженную продукцию, а значит, этот момент считается моментом (датой) отражения в бухгалтерском учете доходов от реализации готовой продукции.

На основании анализа положений указанных выше инструкций автор предлагает следующую схему проводок для отражения операций по реализации готовой продукции бюджетными учреждениями. Приведенная ниже схема может применяться бюджетными учреждениями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности.

1. Доход от реализации готовой продукции для бюджетных учреждений является доходом от оказания платных услуг. Сумма начисленного дохода отражается в соответствии с условиями договора (договорная стоимость) и включает сумму НДС, в случае если реализация продукции облагается данным налогом.
Начисление дохода отражается проводкой:

2. Начисление НДС к уплате в бюджет со стоимости реализованной готовой продукции отражается проводкой:

Кредит счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

3. Реализация готовой продукции, другими словами, списание стоимости готовой продукции на доходы от оказания платных услуг отражается в учете проводкой:
Дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продук-ции - иного имущества учреждения»
Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают в дебет счета 0 401 10 130 плановую (нормативно-плановую) стоимость готовой продукции (п. 42 Инструкции № 174н), бюджетные учреждения - получатели бюджетных средств - фактическую себестоимость готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н). Отпуск продукции заказчику производится на основании первичных учетных документов: Требова-ния-накладной (ф. 0315006) и Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).

4. Начисление дебиторской задолженности заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции отражается проводкой:
Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)

5. При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции делается проводка:
Дебет счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)
Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

6. Поступление на счет учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:
Дебет счетов 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 2 201 21 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

7. Поступление в кассу учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:
Дебет счета 2 201 34 510 «Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Если учреждение выпускает готовую продукцию и планирует ее продавать, очень важно не упустить ключевые моменты учета, чтобы избежать ошибок.

Бюджетные организации занимаются выпуском готовой продукции, в основном, в рамках коммерческой деятельности, приносящей дополнительный доход. При наличии производства, учет готовой продукции в бухгалтерском учете должен вестись очень внимательно. Ошибки могут приводить к путанице и проблемам с бюджетным финансированием. Учет производства и реализации готовой продукции имеет свои нюансы, о которых необходимо четко знать.

Счета учета

Учет готовой продукции в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений может отличаться в зависимости от типа учреждения: казенное, бюджетное или автономное. Нормативно-правовой основой для бухгалтера должны служить Инструкции № 162н , (в соответствии с типом учреждения), в которых подробно описаны особенности документального оформления всех операций с готовыми товарами.

Важно понимать, что производство и реализация товаров не являются основной функцией госучреждений. Для того, чтобы бухгалтерский учет производился грамотно, устав организации должен содержать соответствующий пункт о том, что предприятие имеет возможность продавать и реализовывать товары на коммерческой основе.

Бюджетные и автономные учреждения готовую продукцию отражайте на счетах:

  • Счет 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения»;
  • Счет 0 105 27 000 «Готовая продукция – особо ценное движимое имущество учреждения».

Себестоимость готовой продукции

Для оформления выпуска продукции используется нормативно-плановый метод: при таком методе себестоимость высчитывается исходя из разницы фактической производственной себестоимости за отчетный период и плановой (нормативной) себестоимости. Плановая себестоимость может меняться несколько раз за год. Достоинство такого метода для государственных учреждений в том, что он дает единство оценки в учете готовой продукции в бухгалтерском учете и облегчает процесс планирования.

Между плановой и фактической себестоимостью может получится разница. В таком случае, если продукт реализован, разница списывается на увеличение или уменьшение остатка. Если продукция не реализована (или реализована безвозмездно) – разница списывается на увеличение или уменьшение финансового результата.

Себестоимость отражается на счете 0 109 00 000 ««Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Учет готовой продукции проводки использует разные, в зависимости от типа учреждения.

Ниже представлены основные проводки в учете готовой продукции в бухгалтерском учете госучреждений.

Рассмотрим проводки для всех типов учреждений.

Казенные учреждения:

Проводки для бюджетных и автономных учреждений скачайте ниже

Учет на складе

После производства готовая продукция передается на склад для временного хранения. На складе учет готовой продукции производится по ее фактической себестоимости.

Материально-ответственные лица должны внести каждый экземпляр продукции в специальную карточку учета материальных ценностей (ф. 0504043). В карточке указываются физические свойства продукции, такие, как количество, вес, длина и т.д. Эти же параметры учитываются при передвижении товара со склада.

Основным учетным документом при хранении на складе является требования-накладная (ф. 0504204). Этот документ, наравне с остальными, в дальнейшем используется в итоговом бухгалтерском учете производства и готовой продукции.

Учет реализации готовой продукции

Реализация готовой продукции, произведенной государственным учреждением, осуществляется на основании договорной цены: наценка определяется учреждением самостоятельно, но не должна противоречить нормативно-правовым актам.

Не следует забывать о том, что существует перечень товаров, чью цену регулирует государство (Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 года №239). Реализация продукции, входящей в перечень, должна производиться по указанной стоимости (тарифу).

Поскольку реализация готовых товаров осуществляется в рамках дополнительной деятельности, учет готовой продукции в бухгалтерском учете должен проходить по счету 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг». Ниже приведены примеры основных проводок.

Казенные учреждения:

Доходы казенного учреждения от приносящей доход деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

№ п/п

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Списана стоимость реализуемой готовой продукции

Начислена выручка от реализации (в т. ч. НДС)

Отражено уведомление администратора кассовых поступлений

Зачислен доход от реализации в доход бюджета:

учреждениями, являющимися администратора­ми доходов бюджета

учреждениями, не являющимися администраторами доходов бюджета

Налогообложение

Готовая продукция государственных и муниципальных учреждений подлежит налогообложению. На товары действует налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Если предприятие не освобождено от уплаты НДС, то реализация продукции подлежит обложению соответствующим налогом, который необходимо начислять в момент передачи товара покупателю и получения аванса за товар.

Выручка от продажи готовых товаров является, согласно правилам Налогового Кодекса РФ, доходом от реализации со всеми вытекающими последствиями. Исходя из этого высчитывается налог на прибыль.

Отдельно следует отметить, что возможность уменьшить выручку от реализации товара на размер расходов, связанных с их производством, доступна не всем типам учреждений. Согласно статьям 251 и 315 НК РФ, сделать это могут только бюджетные и автономные учреждения, но не казенные.

Бюджетные и автономные учреждения в налоговом учете могут уменьшить выручку от реализации продукции на расходы, связанные с ее производством и реализацией (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Л.П. Воробьева,
к.э.н., генеральный директор Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Учет готовой продукции

Отличительные особенности организации бухгалтерского учета готовой продукции (ГП) в части изготовления бюджетными учреждениями типографской продукции, а также продукции учебно-производственных мастерских при образовательных и некоторых иных бюджетных учреждениях от порядка отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению и реализации товаров для перепродажи вытекают из необходимости формировать себестоимость указанной продукции.
При организации синтетического учета готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости аналитический учет ведется в той же оценке. По окончании отчетного периода (месяца) определяются и отдельно учитываются отклонения фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.
Выпуск готовой продукции и сдача ее на склад оформляются приемо-сдаточными накладными, а выполненные работы или оказанные услуги - приемо-сдаточными актами.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состав расходов на продажу. Понятие готовой продукции и его оценка. Ее синтетический и аналитический учет. Учет продажи готовой продукции и расходов на продажу. Особенности товарообменных операций. Учёт продажи продукции по договорам мены и комиссии.

    реферат , добавлен 21.02.2015

    Закономерности и нормативно-правовая база учета готовой продукции. Порядок составления начального баланса, установление корреспонденции счетов. Открытие счетов систематического учета в соответствии с начальным балансом. Учёт коммерческих расходов.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Расчет недостающих сумм по операциям с использованием бухгалтерских счетов. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Расчет фактической себестоимости готовой продукции и ее отклонений от плановой себестоимости. Финансовый результат от продаж.

    лабораторная работа , добавлен 17.10.2009

    Виды затрат на производство продукции. Учёт и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Методы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Инвентаризация готовой продукции.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Оценка готовой продукции и её номенклатура. Ведение синтетического учёта выпуска продукции из производства с/без использования счёта 40. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции. Документация, необходимая для оформления данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Понятие готовой продукции и ее оценка. Учет наличия и движения готовой продукции, расходов на продажу, расчетов с покупателями на примере ОАО "ГМС Насосы". Принципы продажи готовой продукции в системе договорных обязательств. Учет финансовых результатов.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Задачи учета, понятие, оценка, учет выпуска и наличия готовой продукции, формирование расходов на ее продажу, учет реализации готовой продукции. Организация бухгалтерского учета на предприятии, обоснование метода учета затрат на производство продукции.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010