Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.
Йотированные гласные
Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).
Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.
Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.
Буквы а, у после шипящих
Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .
Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).
Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.
Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.
Правописание и, ы после шипящих
Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой
Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.
Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.
И или ы в сочетании с ц
Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:
- Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
- В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
- В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.
В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .
Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.
- Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
- Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
- В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.
Ударное положение о, е в сочетании с шипящим
В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.
Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.
Для начала разберем, когда следует писать о .
- Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
- Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
- Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
- Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
- Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
- Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).
Когда под ударением следует писать е?
Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :
О и е в безударном положении
Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.
Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.
О и е в сочетании с ц
После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.
Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.
Цокотать пишется через о (цокот).
букв гласных»
ОНУ
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним
лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,
чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного
звука. Всем хватило места?
Актуализация опорных знаний.
А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….
Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?
Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?
Целеполагание
Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких
буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?
Работа по теме урока
Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?
Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо
отвечать на вопрос…как художник или как учёный.
В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с
нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и
Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они
сделали? Что не учла Юля?
Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд
хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он
относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится
этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.
Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом
слове? А сколько звуков?
Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен
Фрагмент мультфильма
«Старый маяк».
(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)
Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?
Почему звуков больше?
Физкультминутка
Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)
Мы теперь плывѐм по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они
захватили один из таких маяков.
Фрагмент мультфильма.
Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк
потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не
заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в
каждой строчке лишнее слово.
лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить
товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над
значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.
Фрагмент мультфильма.
Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.
А какие опасные места могут нам встречаться при письме?
В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно
добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не
помочь советским солдатам…(Работа на доске )
Физкультминутка
Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,
Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на
месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,
поё
м
)
Фрагмент мультфильма.
Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим
интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.
какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово
«я», а означает «да»
Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву
Ю. Раз, два, три, начало игры…
Фрагмент мультфильма.
Итог
Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и
освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества
людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только
при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!
Какие знания и умения нам сегодня пригодились?
Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с
удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда
— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Лук - люк
Мал - мял
Нос - нёс
Мэр - метр
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.
Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].
Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма)
2. После гласных (заявка, поют)
3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.
Цель:
- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;
- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;
Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.
Оборудование: мультимедийная презентация;
таблица гласных букв;
словарь Ожегова;
картинки лес, ветер, ели;
схемы;
фильм про букву Е;
Ход урока
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
II . Психологический настрой. СЛАЙД 1
Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!
III . Актуализация опорных знаний.
Прочитайте буквы. А О И У Ы Э
Что объединяет их в группу? (гласные)
Назовите три признака гласных. (1. Поются
2. При произношении воздух не встречает преград.
3. Образуют слоги.)
Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)
Чтение слогов.
А на мягкость? (И)
Чтение слогов.
IY . Постановка проблемы.
1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)
А что такое лес? (словарь Ожегова )
Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)
Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?
(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)
2 зв. - [э] - гласн.)
Какой буквой обозначим звук? (э)
Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?
Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.
(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.
3 звук - [с] - согл., тв.
Какой буквой обозначим? (С)
Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.
Азбука- фильм - Выделите звук [э]
В какой ряд поставим Е?
Чтение слогов.
Буква Е особенная, хитрая.
На что похожа буква Е? СЛАЙД 3
2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель )
Ель - это типичный лесной житель.
Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)
Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.
ЛЕС ЕЛИ
Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.
Y . Открытие новых знаний.
Разделите слово ЕЛИ на слоги.
Сколько слогов?
Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.
Какие звуки слышим?
([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)
- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)
Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?
(дети не могут)
- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)
Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)
А второй слог какими буквами обозначим? (л и)
Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)
Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.
(Чтение слов) СЛАЙД 4
ЕЛ ЕМ енот Егор
Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)
А как по другому можно сказать? (веет, воет)
Разделите на слоги.
1 слог? (во)
Какими буквами обозначим?
2 слог?
Из каких звуков он состоит?
Какими буквами обозначим?
Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.
YI . Постановка темы урока.
Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5
ФИЛЬМ ПРО Е.
YIII . Закрепление изученного.
Наша ёлочка приготовила задание.
1. Работа с текстом.
Азбука 4 картинка.
2. Работа в парах.
Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.
Проверка. СЛАЙД 6
IX . Повторение.
Игра «Наряди ель».
Ребята, а какое сейчас время года?
Назовите ваш самый любимый зимний праздник.
Без чего встреча Нового года будет неинтересной?
Нарядим нашу ель.
- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.
Выходит ребёнок и прикрепляет букву
Что случилось?
- Была ель, получилась (мель.)
е ?
Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.
Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?
Д. Звук [э].
Почему так получилось?
Д. Потому что буква встала за согласным.
Кто из вас знает, что такое мель ?
Д. Мелкое место на реке.
Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)
А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…
- Получим слово цель.
Что такое цель?
- Это то, к чему мы стремимся, идём.
Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?
( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)
X . Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Почему букву Е называют «хитрой»?
Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?
( Обозначает два звука.)
Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?
( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)
XI . Рефлексия. СЛАЙД5
Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)
Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)
Продолжите фразу:
Меня удивило, что…
Сегодня на уроке я научился…
Дома я расскажу…
Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.
Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.
В начале слова и после гласного сочетание обозначается
буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).
Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.
Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед
твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].
В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:
[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],
[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],
[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,
Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести
подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].
Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).
Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой. Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].
Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед
мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),
[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.
После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].
Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].
Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],
[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,
отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].
Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).