Последние статьи
Домой / Шифер / Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура. Мавзолей в Галикарнасе — описание По реконструкции галикарнасского мавзолея на манхэттене

Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура. Мавзолей в Галикарнасе — описание По реконструкции галикарнасского мавзолея на манхэттене

Пятое классическое чудо света Древнего Мира в Галикарнассе. Галикарнас – столица небольшого Карийского государства, родина Геродота – «отца истории». Город был основан в 12 веке до н. э. дорийцами, во времена переселения греческих племен на побережье Малой Азии.

В настоящее время это небольшой порт Будрум в Турции. Описывая Галикарнас, историки древнего мира отмечали, что он был неприступным, хорошо укрепленным как со стороны эгейского моря, так и с суши. Был он очень богат, культурным по-гречески, роскошным по-персидски.

Улицы и площади города украшали беломраморные храмы, царский дворец, сады, театр. Возле храма Афродиты – Богини красоты и любви, бил фонтан. По поверью, вода в нем имела волшебные свойства.

О Мавсоле

Особого расцвета этот город достиг при Мавсоле и его супруге Артемисии. Мавсол был наместником Персидского царя в Галекарнассе в 377-353 г д. н. э. В одних источниках упоминается, что Мавсол был образованным человеком своего времени.

Он способствовал широкому распространению в Карии науки, Греческой философии, истории. Кроме того, он был известным строителем. Так, царский дворец был спроектирован и построен по его проекту.

Новаторство в строительстве этого дворца состояло в том, что стены его, сложенные из кирпича-сырца, были покрыты штукатуркой с зеркально отшлифованной поверхностью.

В других же источниках описано, что Мавсол был властным, хитрым, жестоким правителем. Он вводил один за другим, чрезмерные налоги. За время своего правления присоединил к Карии близлежащие области и острова. Все это позволило ему накопить огромные богатства и, следовательно, построить себе гробницу.

Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

В центре главной улицы Галикарнасса стоял музей – усыпальница Мавсола. Это мемориальное сооружение, по утверждению древних авторов представляло прославление великой, безграничной любви Мавсола и Артемисии, сохранившееся в народной памяти. Строительство его началось еще при жизни Мавсола.

Витрувий писал, что проектировалась и строилась гробница мавсола архитекторами Пифием и Сатиром – лучшими представителями эпохи наивысшего рассвета Греческой архитектуры. Архитектурное же оформление – Пракситель, Скопас, Леохард и Бриаксид. Величайшее мастерство этих архитекторов и скульпторов принесло мавзолею в Галикарнасе мировую славу.

Галикарнасский мавзолей – трёхъярусное сооружение, в плане – несколько вытянутый прямоугольник, размер которого 66,0*77,5 м; периметр основания 143,35 м, общая высота 49-50 м. Фундамент мавзолея – огромный пьедестал, был сложен из кирпича-сырца и облицован мраморными плитами. Для его строительства использовали 44,5 млн. стандартных кирпичей.

Первый ярус мавзолея – высокий подий, где размещался заупокойный храм. В нем находились гробницы Мавсола и Артемисии. Площадь храма составляла 5000 м2, высота достигала 20 м. Кладка стен первого яруса была выполнена из прямоугольных квадров. Они были сложены «насухо», горизонтальными рядами, а также чередованием тычковых и ложковых рядов.

На площадке над первым ярусом располагалась стройная мраморная колоннада из 36 колонн. Высота колонн – 13,125 м. Она и образовывала второй ярус мавзолея. Между этими колоннами стояли статуи так же выполненные из мрамора. Здесь хранились жертвоприношения.

Третий ярус – ступенчатая пирамида – мраморная крыша мавзолея. Венчала это сооружение скульптурная группа: в квадриге стояли огромные мраморные статуи Мавсола и Артемисии (квадрига – это двухколесная античная колесница, в которую запрягали четверо в один ряд, лошадей)

Это символизировало четыре стихии (огонь, воду, воздух и землю). Квадригой правил возница стоя. Скульптурные группы квадриги в античные времена Греции и Рима, часто украшали различные сооружения. Окружали мавзолей мраморные статуи львов и скачущих всадников.

Это грандиозное сооружение опоясывали три ленты скульптурного фриза. Фриз высотой до 1 м, был выполнен из мрамора, окрашенного в темно-синий цвет. Ученые исследователи считают, что рельефы фриза, в которых изображены кентавромахия, амазономахия, состязания на колесницах – выполнены Скопосом, Леохаром, Бриаксидом, Проксителем.

Амазономахия – ожесточенная борьба греков с амазонками – легендарными воительницами. Очень выразителен рельеф: могучий воин, прикрываясь щитом, наносит удар по стройной, прекрасной, раненной амазонке. Она упала, но, опираясь о землю слабеющей рукой, еще пытается отразить удар грека.

Рельефные фигуры фриза были окрашены в оранжево-красные тона. Некоторые детали вооружения выполнены из позолоченной бронзы. Интересно, что впервые в греческой архитектуре именно в этом сооружении сочетались элементы всех трех ордеров: дорического, ионического, коринфского.

Так, нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн. В верхнем этаже внутренние колонны – коринфские, внешние – ионические. Таким образом, в архитектуре Галикорнаского музея соединились традиции архитектур и Греции, и Востока: Малоазийский высокий подий, элементы трех знаменитых ордеров и ступенчатая пирамида – классическая Восточная кровля.

О царице Артемисии

В записях древних авторов упоминается о великой любви Артемисии – родной сестры и супруги – к Масолу. Так, римский историк Авл Геллий писал, что царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». И, когда в 353 г д. н. э. умер Мавсол, по приказу Артемисии его тело было сожжено на костре и организованы пышные похороны.

С печалью, и великой скорбью по ушедшему в небытие мужу, Артемисия растерла в порошок его сгоревшие кости. Смешав их с духами и залив водой, выпила. Всю оставшуюся жизнь Артемисия посвятила дальнейшему строительству музея – памятнику своей безграничной любви к супругу. А также, продолжала осуществлять замыслы мавсола по укреплению и развитию Галикарнаса.

Но, великая скорбь по супругу, приблизила ее кончину. В 350 г д. н. э. ее не стало. И она не успела закончить строительство музея. В одних источниках сказано, что Мавсол и Артемисия были бездетны. Согласно легенде, строительство мавзолея завершил Александр Македонский.

Но по хронологии, это не совпадает. В других источниках упоминается, что у них был сын, который, после смерти Артемисии, продолжил работы по строительству и оформлению мавзолея. Но и он не успел завершить его строительство. Это выполнил их внук.

Заключение

Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков. В 12 в н. э., он был еще в хорошем состоянии. В 13 в н. э. он разрушился в результате нескольких землетрясений. В 1404 г родосские рыцари, на месте разрушенного мавзолея, начали строить замок-крепость Святого Петра. Для чего использовали камни, остатки рельефов и статуй мавзолея.

Но, в 1522 г они оставили крепость, которая вскоре и сама разрушилась. В 1856-1859 г, английский археолог Ч. Ньютон, который проводил раскопки на месте мавзолея, нашел много фрагментов скульптур. С 1846 г Британский музей в Лондоне начал приобретать все то, что было найдено от разрушенного мавзолея. А это:

  • плиты с рельефами, изображающие сцены амазономахии и кентавромахии;
  • фрагменты двух коней, высота которых около 3,5 м (один из них с бронзовой уздечкой);
  • мужская фигура, высотой 3,03 м, собранная из 74 фрагментов. Лицо мужчины восточного типа, обрамлено длинными волосами.

Насчет последнего пункта – предполагают, что это статуя Мавсола, а рядом должна была стоять фигура Артемисии. Некоторые исследователи считают, что были обе эти фигуры выполненные из паросского мрамора, стояли не на колеснице, а у подножья мавзолея.

Позднее, в память о Галикарнасском мавзолее, подобные мемориальные погребальные сооружения стали называть «мавзолеями» (от имени Мавсол). Например, известны:

  • мавзолей Ленина в Москве (Россия);
  • мавзолей Мао-Дзе-Дуна в Пекине (Китай);
  • мавзолей Димитрова в Софии (Болгария).

И, таким образом, в словари многих народов мира вошло название «Мавзолей», как память о великой любви Артемисии и Мавсола.

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Мавзолей в Галикарнасе — одно из 7 чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Читайте интересные факты и историю создания мавзолея.

Где находится мавзолей в Галикарнасе

Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум.

Эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, интересные факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе . К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение.

Окончательно разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.

– был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

  • Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
  • Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма.
  • Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу.

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но Галикарнасский мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола

Галикарнасский мавзолей. Новая жизнь развалин

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как Галикарнасский мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

Исследования

По одному варианту Галикарнасский мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения.

После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Знаменитый портовый город Бодрум имеет богатую и длинную историю, которая корнями уходит вглубь веков. Тысячи лет назад он назывался Галикарнас и являлся столицей Карии. А сегодня мы можем забронировать отель в Бодруме и насладиться замечательным отдыхом. В этом прекрасном городе родился знаменитый Геродот, однако Галикарнас прославился благодаря своему правителю-тирану Мавсолу. Жестокий и алчный, он обложил все население непомерными налогами и при жизни приказал построить себе роскошную гробницу. Сегодня она является одним из семи чудес света.

Достать до небес

Величественная гробница огромного размера, должна была затмить все строения города, и по проекту ее возведение началось в самом его центре. В строительстве принимали участие самые лучшие архитекторы и мастера того времени Сатир и Пифий, скульпторы Скопас и Леохар, создавшие большое число статуй для декора фасадов. Много лет царь следил за ходом работ, созерцая, как поднимается гробница ввысь. Однако финал стройки он так и не увидел, скончавшись за 2 года до ее завершения.

Основные работы заканчивала супруга Мавсола. Внушительный постамент в основе здания, имел 20 метров в ширину и 43 метра в длину. Верхний ярус включал 36 колонн, которые несли на себе третий ярус в виде ступенчатой пирамиды. Венчала мавзолей мраморная композиция, изображающая колесницу с четверкой коней, в которой восседала трехметровая царственная чета. Вместе со статуями царя и царицы высота мавзолея составляла почти 50 метров.

Из праха пришло, в прах и превратится

Впрочем, Артемисия тоже не дожила до полного завершения строительства. Уже после ее кончины был закончен потрясающий барельеф, который передавал сцены из мифологии древней Греции. Слава о красоте и величии мавзолея разлетелась далеко за пределы не только города, но и всей страны. Сооружение простояло почти 2000 лет, пережив не одно поколение. Люди были уверены, что он будет существовать вечно, ведь мавзолей пережил даже страшное землетрясение в 13 веке. К сожалению, никто не стал реставрировать гробницу, а пришедшие в 15 веке рыцари-иоанниты окончательно разобрали строение для постройки своих храмов.

После долгих прогулок по руинам античного города вам просто необходим глоток свежего, морского воздуха. Не упустите, выпавшей возможности и отправляйтесь в знаменитую бухта Гюмбет , где кипит вся жизнь Бодрума. Ее природное очарование и потрясающие панорамные виды покорят ваше сердце навсегда.