Домой / Поликарбонат / Когда умер петр первый. Русский царь Петр Первый. Правление и реформы Петра Первого. Биография Петра Первого. Последний год правления

Когда умер петр первый. Русский царь Петр Первый. Правление и реформы Петра Первого. Биография Петра Первого. Последний год правления

Изучение темы «Личность Петра 1» имеет важное значение для понимания сути проводимых им реформ в России. Ведь в нашей зачастую именно характер, личностные качества и образование государя определяли основную линию общественно-политического развития. Правление этого царя охватывает довольно большой промежуток времени: в 1689 году (когда он окончательно отстранил от государственных дел свою сестру Софью) и до смерти в 1725 году.

Общая характеристика эпохи

Рассмотрение вопроса о том, когда родился Петр 1 следует начать с анализа общеисторической ситуации в России конца XVII - начала XVIII века. Это было время, когда в стране созрели предпосылки для серьезных и глубоких политических, экономических, социальных и культурных перемен. Уже в годы царствования Алексея Михайловича отчетливо отметилась тенденция к проникновению западноевропейских достижений в страну. При этом правителе был предпринят целый ряд мер для преобразования некоторых моментов общественной жизни.

Поэтому личность Петра 1 сформировалась в обстановке, когда в обществе уже четко обозначилось представление о необходимости серьезных реформ. В связи с этим необходимо понимать, что преобразовательная деятельность первого императора России не возникла на пустом месте, она стала естественным и необходимым следствием всего предшествующего развития страны.

Детство

Петр 1, краткая биография, правление и реформы которого являются предметом настоящего обзора, родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Точное место рождения будущего императора неизвестно. По общераспространенной точке зрения, этим местом был Кремль, но указываются также и села Коломенское или Измайлово. Он был четырнадцатым ребенком в семье царя Алексея, однако первым от его второй жены, Натальи Кирилловны. по материнской линии происходил из рода Нарышкиных. Она была дочерью мелкопоместных дворян, что, возможно, впоследствии и предопределило их борьбу с крупной и влиятельной боярской группировкой Милославских при дворе, которые были родственниками царя по его первой жене.

Детство Петра 1 прошло среди нянек, которые не дали ему серьезного образования. Именно поэтому он до конца жизни так и не научился как следует грамоте и писал с ошибками. Однако это был очень любознательный мальчик, который всем интересовался, он обладал пытливым умом, что определило его интерес к практическим наукам. Конец XVII века, когда родился Петр 1, было временем, когда в высших кругах обществах стало распространяться европейское образование, однако ранние годы будущего императора прошли вдали от новых веяний эпохи.

Подростковые годы

Жизнь царевича протекала в селе Преображенское, где он, по сути, был предоставлен самому себе. Серьезно воспитанием мальчика никто не занимался, поэтому его учеба в эти годы носила поверхностный характер. И тем не менее детство Петра 1 было очень насыщенным и плодотворным в плане формирования его мировоззрения и интереса к научным и практическим занятиям. Он всерьез заинтересовался организацией войск, для чего устроил себе так называемые потешные полки, которые состояли из местных дворовых мальчиков, а также сыновей мелкопоместных дворян, владения которых располагались неподалеку. Вместе с этими небольшими отрядами он брал импровизированные бастионы, устраивал баталии и сборы, производил атаки. Применительно к этому же времени можно говорить о том, что возник флот Петра 1. Поначалу это был всего лишь небольшой ботик, но его тем не менее принято считать отцом русской флотилии.

Первые серьезные шаги

Выше уже говорилось о том, что время, когда родился Петр 1, принято считать переходным в истории России. Именно в этот период страна находилась в том положении, когда возникли все необходимые предпосылки для ее выхода на международную арену. Первые шаги были предприняты в этом направлении во время заграничного путешествия будущего императора по странам Западной Европы. Тогда он сумел своими глазами увидеть достижения этих государств в самых различных областях жизни.

Петр 1, краткая биография которого включает в себя этот важный этап в его судьбе, по достоинству оценил западноевропейские достижения, в первую очередь в технике и вооружении. Однако он обратил внимание и на культуру, образование этих стран, на их политические институты. После своего возвращения в Россию он предпринял попытку модернизировать аппарат управления, армию, законодательство, что должно было подготовить страну к выходу на международную арену.

Начальный этап правления: начало реформ

Эпоха, когда родился Петр 1, была подготовительным временем для крупных перемен в нашей стране. Именно поэтому преобразования первого императора оказались так к месту и пережили на целые столетия своего создателя. В самом начале своего правления новый государь упразднил которая была законосовещательным органом власти при прежних царях. Вместо нее он создал Сенат по западноевропейскому образцу. В нем должны были происходить заседания сенаторов по составлению законов. Показателен тот факт, что первоначально это была временная мера, которая, впрочем, оказалась весьма действенной: это учреждение просуществовало до Февральской революции 1917 года.

Дальнейшие преобразования

Выше уже было сказано, что Петр 1 по материнской линии происходит из не очень знатного дворянского рода. Однако его мать была воспитана в европейском духе, что, конечно же, не могло не сказаться на личности мальчика, хотя сама царица при воспитании сына придерживалась традиционных взглядов и мер. Тем не менее царь был склонен преобразовать почти все сферы жизни российского общества, что являлось в буквальном смысле насущной необходимостью в связи с завоеванием Россией выхода к Балтийскому морю и выходом страны на международную арену.

И поэтому император изменил аппарат управления: создал коллегии вместо приказов, Синод для управления церковными делами. Кроме того, он сформировал регулярную армию, а флот Петра 1 стал одним из самых сильных среди других морских держав.

Особенности преобразовательной деятельности

Главной целью правления императора было стремление реформировать те сферы, которые были ему необходимы для решения наиболее важных задач при ведении боевых действий сразу на несколько фронтов. Сам он, очевидно, предполагал, что эти изменения будут носить временный характер. Большинство современных историков сходятся на том, что у правителя не было какой-либо заранее продуманной программы деятельности по реформированию страны. Многие специалисты полагают, что он действовал, исходя из конкретных потребностей.

Значение реформ императора для его преемников

Однако феномен его реформ как раз и заключается в том, что эти на первый взгляд временные меры надолго пережили своего создателя и просуществовали почти в неизменном виде на протяжении двух столетий. Более того, его преемники, например, Екатерина II, во многом ориентировалась на его достижения. Это говорит о том, что реформы правителя пришлись к месту и в нужное время. Жизнь Петра 1 была, по сути, посвящена тому, чтобы изменять и усовершенствовать самые разные сферы в обществе. Он интересовался всем новым, однако, заимствуя достижения Запада, в первую очередь думал о том, какую пользу это принесет России. Именно поэтому его преобразовательная деятельность надолго послужила примером для проведения реформ в годы правления других императоров.

Отношения к окружающим

При описании характера царя никогда не следует забывать, к какому боярскому роду принадлежал Петр 1. По материнской линии он происходил из не очень родовитого дворянства, что, скорее всего, и определило его интерес не к знатности, а к заслугам человека перед отечеством и его умению служить. Император ценил не чин и звание, а конкретные таланты своих подчиненных. Это говорит о демократичном подходе Петра Алексеевича к людям, несмотря на его суровый и даже жесткий характер.

Зрелые годы

В последние годы жизни император стремился закрепить достигнутые успехи. Но здесь у него возникли серьезные проблемы с наследником. впоследствии очень плохо сказался на политическом управлении и привел к серьезным трудностям в стране. Дело в том, что сын Петра, царевич Алексей пошел против отца, не желая продолжить его реформ. Кроме того, у царя возникли серьезные проблемы в семье. Тем не менее он позаботился о том, чтобы закрепить достигнутые успехи: он принял титул императора, а Россия стала империей. Этот шаг поднял международный престиж нашей страны. Кроме того, Петр Алексеевич добился признания выхода России к Балтийскому морю, что имело принципиальное значение для развития торговли и флота. Впоследствии его преемники продолжили политику в данном направлении. При Екатерине II, например, Россия получила выход к Черному морю. Император умер в результате осложнения после простуды и перед смертью не успел составить завещания, что привело к появлению многочисленных претендентов на престол и неоднократным дворцовым переворотам.

21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император проскакал мимо него на большой скорости и не обратил внимания на его угрозы.

20 декабря он участвовал в грандиозной попойке, устроенной по случаю избрания нового «князь-папы Всепьянейшего собора», а январь 1725 года начал особенно бурно, отгуляв на свадьбе своего денщика Василия Поспелова и на двух ассамблеях – у графа Толстого и вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Особенно же поразил всех больной император, когда 6 января, в мороз, прошел во главе Преображенского полка маршем по берегу Невы, затем спустился на лед и стоял в течение всей церковной службы, пока святили Иордань, прорубь, вырубленную во льду Все это привело к тому, что Петр сильно простудился, слег в постель и с 17 января стал испытывать страшные мучения. Эта болезнь оказалась последней в его жизни.

О диагнозе смертельной болезни Петра существует несколько версий. Французский посол в России Кампредон сообщал в Париж: царь «призвал к себе одного итальянского доктора, приятеля моего (доктора Азарити – В. Б.), с которым пожелал посоветоваться наедине». Далее Кампредон писал, что, со слов Азарити, «задержание мочи является следствием застарелой венерической болезни, от которой в мочевом канале образовалось несколько небольших язв».

Лечившие Петра врачи-немцы братья Блюментросты были против хирургического вмешательства, а когда хирург-англичанин Горн операцию все же провел, то было уже поздно и у Петра вскоре начался «антонов огонь», как в то время на Руси называли гангрену. Последовали судороги, сменявшиеся бредом и глубокими обмороками. Последние десять суток если больной и приходил в сознание, то страшно кричал, ибо мучения его были ужасными.

В краткие минуты облегчения Петр готовился к смерти и за последнюю неделю трижды причащался. Он велел выпустить из тюрьмы всех должников и покрыть их долги из своих сумм, приказал выпустить всех заключенных, кроме убийц и государственных преступников, и просил служить молебны о нем во всех церквах, не исключая и иноверческих храмов.

Екатерина сидела у его постели, не покидая умирающего ни на минуту. Петр умер 28 января 1725 года в начале шестого утра. Екатерина сама закрыта ему рот и глаза и, сделав это, вышла из маленькой комнатки-кабинета, или «конторки», как ее называли, в соседний зал, где ее ждали, чтобы провозгласить преемницей Петра.

Относительно диагноза последней болезни Петра мнения расходятся. Автор фундаментального труда «История медицины в России» В. Рихтер считал, что Петр умер из-за воспаления, вызванного задержанием мочи, не говоря о том, что было причиной воспаления. Другой видный историк медицины, Н. Куприянов, полагал, что смерть Петра наступила от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену, и от задержания урины. И, наконец, небезынтересно и заключение, сделанное в 1970 году группой московских венерологов, изучавших все сохранившиеся документальные свидетельства о болезни и смерти Петра. Профессора Н. С. Смелов, А. А. Студницын, доктор медицинских наук Т. В. Васильева и кандидат медицинских наук О. И. Никонова пришли к заключению, что Петр «по-видимому, страдал злокачественным заболеванием предстательной железы или мочевого пузыря или мочекаменной болезнью», что и оказалось причиной его смерти.

* * *

Петр I умер, не оставив завещания. Наследниками престола могли считаться: во-первых, сын казненного Алексея – Петр, во-вторых, дочери Петра I и Екатерины – Анна и Елизавета, в-третьих, – племянницы Петра I, дочери его старшего брата Ивана Алексеевича – Анна, Екатерина и Прасковья. Анна занимала в это время герцогский трон в Курляндии, Екатерина была герцогиней в Мекленбурге, а Прасковья жила в Москве, не будучи замужем. В-четвертых, – венчанная императорской короной Екатерина Алексеевна.

Через три часа после смерти Петра в соседней зале собрались сенаторы, члены Святейшего Синода и генералитет – генералы и адмиралы всех рангов и статские чины от действительных статских советников до канцлера. Они собрались по собственному почину, как только узнали о смерти императора. Однако когда все пришли в соседний с конторкой зал, там уже были офицеры обоих гвардейских полков, стоявшие тесной группой в одном из углов зала.

Споры о праве на опустевший трон развернулись мгновенно. Каждый из сановников так или иначе выражал свои симпатии и антипатии, но офицеры хранили молчание. Когда же П. А. Толстой первым высказался в пользу императрицы, гвардейцы дружно его поддержали.

Противники Екатерины зароптали, но присутствовавший в зале подполковник Преображенского полка Иван Бутурлин подошел к окну, толкнул раму и махнул рукой. Через распахнутое окно в зал донесся барабанный бой…

Этот аргумент, оказавшийся самым веским, перечеркнул все соображения сановников о преимуществах родства и права любого из возможных претендентов на трон. Немаловажным было и то, что вторым подполковником преображенцев был Светлейший князь и генералиссимус всех Российских войск Александр Данилович Меншиков, в чьих симпатиях к Екатерине никто из присутствующих не сомневался.

* * *

В тесную конторку, где умер Петр, с трудом протиснули огромный гроб размером в косую сажень (русская мера длины – косая сажень – равнялась 216 см), разворачивая и наклоняя его во все стороны. Сорок дней прощался с забальзамированным телом императора весь Петербург, сановники, духовенство и купцы из Москвы и ближних к новой столице городов.

А через три недели после смерти Петра, 22 февраля, умерла младшая из его дочерей – шестилетняя Наталья, и в Зимнем дворце стало еще одним гробом больше.

При подготовке церемонии похорон выяснилось, что гроб с телом императора не проходит в дверь, и тогда по приказу главного распорядителя похорон генерал-фельдцейх-мейстера, сенатора и кавалера, графа Якова Брюса в дверь превратили одно из окон, а к окну снизу возвели просторный помост, с обеих сторон которого шли широкие лестницы, задрапированные черным сукном.

…В полдень 10 марта 1725 года три пушечных выстрела известили о начале похорон императора. Мимо выстроившихся вдоль берега Невы полков гроб Петра снесли по лестнице на набережную, и восьмерка лошадей, покрытых попонами из черного бархата, провезла гроб к причалам главной пристани, а оттуда на специально сооруженный на льду Невы деревянный помост, ведущий к Петропавловской крепости.

За гробом несли более тридцати знамен. И первыми из них были: желтый штандарт Российского флота, черное с золотым двуглавым орлом императорское знамя и белый флаг Петра с изображенной на нем эмблемой – стальным резцом скульптора, вырубающим из камня еще не завершенную статую.

А перед этой знаменной группой шли члены семьи покойного и два «первейших сенатора». Порядок, в каком следовали они за гробом, о многом говорил и сановникам, и иностранным дипломатам, ибо он, этот порядок, точно отражал расстановку сил и значение каждого из этих людей при дворе.

Первой шла теперь уже вдовствующая императрица Екатерина Алексеевна. С обеих сторон ее поддерживали фельдмаршал и Светлейший князь Меншиков и Великий канцлер, граф Головкин.

Следом за ними шли дочери Петра и Екатерины – семнадцатилетняя Анна и пятнадцатилетняя Елизавета, затем племянницы Петра – царевна Прасковья Ивановна и Мекленбургская герцогиня Екатерина Ивановна, а за ними – родственники по матери покойного – Нарышкины. Вместе с ними шел девятилетний внук покойного, сын казненного Алексея – Петр и жених Анны Петровны, Голштинский герцог Карл-Фридрих. По тому, что герцог был в этой процессии, следует полагать, что его считали членом царской семьи, хотя свадьбы пока еще не было.

…Не пройдет и десяти лет, как почти все эти люди умрут. Долгожителями окажутся лишь Великий канцлер Головкин и дочь Петра I – Елизавета…

Гроб Петра поставили в Петропавловском соборе, который тогда еще строили, и он стоял там непогребенным шесть лет. И только после этого гроб с телом покойного предали земле…

Вопросом этим интересовались и в XIX, и в XX веке. Но он остался не решенным до конца и в наше время.

В XVIII веке иностранцы часто именовали Петра I «героем» вместо более длинных его титулов. Государь Петр Алексеевич действительно был героем: он знал поражения, но сумел и их обратить в свои победы. Он был героем и по своему внешнему виду, и по манерам поведения.

Некоторые из иностранцев вспоминали о времени его кончины.

Граф Г.Ф. Бассевич в трагические дни января 1725 года находился во вновь построенном петровском зимнем дворце. Как доверенное лицо герцога Голштинского (сватавшегося к дочери царя) он был в палате, в которой умирал Петр Великий. Однако в своих воспоминаниях он не упоминает о том, как выглядела эта палата и где она находилась.

Его внимание в это время занимали интриги, пока еще скрытые, но уже зародившиеся вокруг постели умирающего и не оставившего завещания Петра. Создавалась партия противников петровских преобразований. Влиятельные вельможи хотели возвести на освобождающийся престол десятилетнего внука царя - цесаревича Петра Алексеевича, а императрицу Екатерину Алексеевну отправить в монастырь. Бассевич не был заинтересован в таком исходе событий.

Однако созданная Петром военная аристократия не дремала. Ночью сторонники Екатерины, старшие офицеры гвардейских полков, были светлейшим князем Меншиковым собраны в одной из комнат дворца. Среди них и был граф Бассевич. Он вызвался привести Екатерину: необходимо было, чтобы императрица сказала свое слово. Бассевич пошел в палату, где царица продолжала обнимать своего умирающего супруга, который ее уже не узнавал, и не могла от него оторваться. Голштинец схватил ее за руку и повел за собой. Он говорил при этом плачущей женщине: «Присутствие ваше здесь бесполезно, государыня, а там ничего не может быть сделано без вас. Герой короновал вас для того, чтобы царствовать, а не плакать. И если душа его остается еще в этом теле, то только для того, чтобы отойти с уверенностью, что вы умеете быть достойной своего супруга…»

В кабинет, где ее ждали, Екатерина сумела войти уже величественно, а слезы в ее глазах трогали сердца тех, кто был вызван на это ночное собрание. Императрица говорила недолго, но она сумела найти слова, привлекшие к ней и тех, кто симпатизировал цесаревичу. Екатерина «упомянула о правах, данных ей коронованием, о несчастьях, могущих обрушиться на монархию под руководством ребенка, и обещала, что не только не подумает лишить великого князя короны, но сохранит ее для него как священнейший залог, который и возвратит ему, когда небу угодно будет соединить ее с государем, с обожаемым супругом, ныне отходящим в вечность». (Через два года она действительно сдержала свое слово.)

На следующий день, 28 января, император скончался. О чем дворцу возвестил вопль, который «сама государыня от сердца глубоко выдохнула».

Сенаторы, члены синода, генералитет, те, кто составлял тогда «знатнейшее шляхетство», немедля собрались, «чтобы решить все нужное для спокойствия в стране». Решение, казалось, было уже оговорено, предопределено в тихих предшествующих разговорах. Но в это время раздался бой барабанов обоих гвардейских полков - Преображенского и Семеновского, выстроившихся под окнами дворца. «Отца мы лишились, но у нас есть мать», - заявляли грохочущие барабаны. Реальная власть находилась в руках вдовствующей императрицы. А сила всегда была лучшей аргументацией в политике.

Проблему с завещанием обсудили в одной из комнат дворца. Сенат, синод, вельможи (бояре) единогласно решили: «Государыня императрица державу российскую наследствует». Известить ее об этом пошли все. Среди них был и архиепископ Феофан Прокопович. Первенствующий член Святейшего синода, писатель и златоуст, он впоследствии вспоминал: «И таково в си к поздравлению Ея Величества в комнату телу умершего Государя близкую пришли: куда тогда такожде и Государыня изволила выйтить; бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила, и неутомимо плачущая, не могла почти словесно ответствовать, только, не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала…»

Смерть Петра I.


Так развивались исторические и судьбоносные события вокруг упоминаемой нами в начале палаты. Что касается самого этого помещения, то только Феофан Прокопович немного сказал и о самой палате. В нее он заходил и тогда, когда все поняли безнадежность положения Петра и бросились прощаться с ним. Архиепископ писал: «Лежал он молча и всех приходящих взглядом приветствуя; потом же сие не без труда проговорил после: свободится ли от стужения? (малую комнатку множество людей наполнило)… и так все из комнаты вышли». Таким образом, последняя в жизни Петра «палата» была, по воспоминаниям Феофана Прокоповича, «малая комнатка».

Прошли десятилетия, отошли в вечность петровские сподвижники и современники. Прогремели многие войны. Город, основанный героем, разросся и изменился. Но вот через сто с небольшим лет после описанных событий появился интерес к месту, где они происходили.

В какой палате скончался Петр Великий? Впервые этим вопросом задался генерал-инспектор по инженерной части великий князь Михаил Павлович в 1834 году. Может быть, интерес к этому обстоятельству вначале возник у его брата, государя Николая Павловича, и был поднят на каком-нибудь семейном обеде? (Николай I почитал Петра I более чем кого-либо из своих предшественников.) Или любознательная супруга генерал-инспектора, великая княгиня Елена Павловна, заинтересовалась этой загадкой? Во всяком случае, в высших кругах такой вопрос возник. А разрешить его великий князь поручил не кому иному, как служившему в его ведомстве А.Л. Майеру. Кем же он был, удостоенный такого необычного доверия?

Отец Александра Леонтьевича приехал в Россию во время царствования Екатерины II. Состоял он тогда в свите принца Ангальт-Бернбургского, участвовал в осаде Очакова, во время которой подружился с адъютантом принца, молодым Барклаем де Толли. В Германию фон Майер не вернулся, остался на русской службе. Может быть, это случилось и потому, что в Петербурге сердцем его завладела прелестная и одаренная необыкновенным музыкальным талантом Екатерина Скиатти и он женился на ней. Его жена происходила из музыкальной семьи, также осевшей в русской столице при Екатерине II. Императрица тогда широко приглашала на русскую службу иностранных артистов, музыкантов. Приехавшим предоставлялись квартиры в так называемом Лейб-компанском корпусе. По другому этот «корпус» именовался еще «Старым Зимним дворцом». Это был тот самый петровский дворец. Обстоятельство, имеющее значение для нашей истории.

Первенцем от этого брака был Александр. Он получил домашнее воспитание; от матери передалась ему и любовь к музыке, музицированию. Друг отца, военный министр Барклай-де-Толли, взял молодого Майера под свою опеку. С ним Александр Леонтьевич прошел кампанию 1812 года, был очевидцем горящей Москвы. А после войны женился на Юлии Петровне Левиз оф Менар и стал начальником архива инженерного департамента (таким образом, попав в ведомство вышеупомянутого генерал-испектора). Здесь Май ер занимался описанием крепостей, исследовал историю образования военных сил при Петре I. Знаток языков, Александр Леонтьевич вместе с А.Х. Востоковым и Н.И. Гречем составлял руководство к русской грамматике. Но известность среди своих современников и у последующих поколений он приобрел благодаря составленному им после многолетних исследований атласу, включившему в себя «Исторические планы столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год». Планы были красочными и сопровождались необходимыми пояснениями. «По высочайшему повелению государя императора» этот атлас был издан в 1839 году. В наши дни тоже широко пользуются приведенными в нем планами, уже не ведая имени автора.

Вот таким образом А.Л. Майер получил по службе задание узнать, «какие именно палаты бывшего Зимнего дворца заключали в себя то священное место, где Петр Великий, восприяв от Всевышнего венец бессмертия, расстался с созданным им градом и возвеличенною им Россиею».

Исполнение поручения осложнялось тем, что к этому времени уже давно на месте Старого Зимнего дворца возвышалось высокое, великолепное здание Эрмитажного театра.

Наверное, Александр Леонтьевич не только удивился такому необычному поручению, но и воспринял его как знак провидения. Оно живо напомнило ему о слышанном еще в детстве семейном предании. Его родная мать (урожденная Екатерина Скиатти, служившая под начальством Марии Федоровны в Смольном институте благородных девиц, в это время еще благополучно здравствующая) рассказывала о той квартире в Лейб-компанском корпусе, в которой она вместе со своими родителями жила до пяти лет - до 1775 года. Она помнила, как ее мать и другие близкие люди часто повторяли, что она родилась в той самой комнате, в которой скончался Петр Великий и где по нем были отслужены панихиды. Квартира эта была на верхнем (втором) этаже, угловая: одна ее сторона была обращена к Неве, а другая - к каналу (Зимней канавке). Она твердо помнила, что комната, о которой ей рассказывали, была не угловая, а вторая от угла. Впечатления, полученные человеком в пятилетнем возрасте, уже запоминаются навсегда. И эти первые воспоминания бывают самыми яркими, сильными.

Такое предание вдохновило Александра Леонтьевича, но оно должно было получить документальное подтверждение. Этим Майер, со свойственным ему усердием и основательностью, и занялся.

Среди хранений Эрмитажа Майер отыскал чертежи, по которым в 1716 году строился дворец для Петра I. Это были исполненные архитектором Г.И. Маттарнови проектные листы. На первом из них был изображен план первого этажа дворца. По своему начертанию, по соотношению двух корпусов в плане дворец напоминал букву «Г». Одна сторона дворца (горизонтальная, более короткая) была обращена в сторону Невы (набережный корпус), а другая (вертикальная) - в сторону Зимней канавки (дворцовый корпус). При канавке во дворе была показана и небольшая уютная гавань, в которую на яхтах заплывали гости Петра.

Набережный корпус уступал по длине ставшему на этом месте Эрмитажному театру: он занимал лишь треть его длины. Однако Майера это не смутило. Он решил, что это Екатерина I после смерти своего друга достроила набережную часть дворца, а для решения поставленной перед ним задачи достаточно и петровской угловой части дворца.


Фасад Зимнего дворца. Арх. Г.И. Маттарнови


Второй найденный чертеж изображал как раз фасад набережного корпуса дворца, как он виделся со сторон Невы. Парадный фасад украшен в центре треугольным фронтоном и четырьмя большими полукруглыми окнами на верхнем этаже. Всего на Неву по второму этажу было обращено восемь окон. По первому этажу был обозначен подъезд. А на канавку дворец смотрел одиннадцатью окнами на каждом этаже.

За каким из этих окон скрывалась искомая палата?

Но главный сюрприз ожидал Александра Леонтьевича, когда он проник в помещения, находившиеся под уютным и прекрасным Эрмитажным театром. Он оказался в комнатах со старыми стенами, до сих пор сохраняющими следы от давно разобранных балок перекрытий. Были и карнизы для уже не существующих потолков, сохранявшие следы позолоты…

Оказалось, что Кваренги не сломал до основания петровское здание, чтобы на новых фундаментах поставить свое. Озабоченный малым временем, отпущенным ему на строительство, и соображениями экономии казенных денег, зодчий просто поставил свое театральное здание на оказавшиеся достаточно прочными стены Старого Зимнего дворца.

В отчете Майер написал об этом своем открытии: «По счетам конторы строения домов и садов известно, что Эрмитажный театр надстроен на строение Лейб-компанского корпуса и что стены оного разбирались под оный театр; по плану и в натуре видно, что многие из сих стен остались на прежнем месте».

Кваренги закруглил угол своего здания в месте, обращенном к реке и каналу. При этом был уничтожен угол старого здания вместе с комнатой, некогда принадлежавшей семейству Скиатти. Но ведь в предании, поведанном Май еру, говорилось о «второй от угла комнате», она могла сохраниться. Майер продолжил поиски новых сведений о палате.

В Московском архиве Министерства иностранных дел, куда в свое время были переданы бумаги Петра, он отыскал записи Походного журнала, своего рода дневника, который вел один из приближенных царя. Записи 1725 года там были такие: «Января 17. Его величество заболел, никуда ездить не изволил…

Января 24. И с того 17 числа поныне его императорское величество занемог и лежал в зимнем своем доме в верхнем апартаменте…

Января 28. В шесть часов пополудни в четверг его императорское величество Петр Великий представился от сего мира от болезни урины запору.

Января 29. По ныне его Величество в болезни лежал и представился в своей конторке, а сегодня вынесен в салу».

Итак, «маленькая комнатка», запечатленная в памяти Прокоповича, была вместе с тем и государевой «конторкой».

Среди бумаг Петра Майер отыскал и записку, относящуюся ко времени появления государевой конторки. Написана она была не рукой Петра, а кем-то из его приближенных: «У большой палаты перегородить стенку по самый погребной свод и в той перегородке сделать конторку в половине окна к свету или выше, а чтобы через нее был в узенькой палате свет, и наверху конторки сделать решетку и под решеткою в стене кругленькое окошечко, а дверь в конторку сделать из маленькой палатки, также сделать проходную лестницу в погреб, откуды пристойно».

На том же листке пониже было написано: «На зимнем, где погреб, тут сделать поварню».

Вместе с тем Майер увидел здесь связь между местом расположения конторки и назначением поварни в подвале. (Почему-то царь пожелал, чтобы место его постоянных деловых занятий находилось именно над местом приготовления кушаний: то ли ему нравилась кухонная суета, то ли запахи, от нее исходящие.)

Но, с другой стороны, написанное в низу листка было похоже и на резолюцию, отменявшую первоначальное решение. Может быть, вследствие такой отмены на первоначально намеченном для конторки месте была устроена поварня?

Подтверждение своему предположению Майер увидел в том же атласе, где были и чертежи Маттарнови. В эрмитажном собрании оказался и план-эскиз какого-то дворца, исполненным самим царем. Такого рода эскизами от заказчика руководствовались подчас архитекторы в своей работе. Одна сторона собственноручно начертанного дворца была обращена к реке, а другая - к каналу. Канал этот Майер решил обозначить как Зимнюю канавку, а строение при нем посчитал Зимним дворцом. Правда, начертанное отличалось от того, что было на известном листе Маттарнови, но внимание исследователя было больше обращено на угловую часть дворца, на то место, где канал соединялся с рекой. Там рукой Петра было обозначено и назначение второго от угла помещения: «Поварня!!!»

Александр Леонтьевич писал: «Из сего можно вывести заключение, что первоначально велено конторку было сделать над погребом, а когда сей назначен поварней, то конторка и осталась над тем же местом в верхнем этаже, и сим оправдывается то предание, о коем я без того даже и не осмелился бы упомянуть».

То есть когда поварню поставили на первый этаж, то и конторка, соответственно по вертикали, переместилась с первого этажа на второй. Такова была логика рассуждений Майера, вряд ли соответствующая положениям формальной логики.

Таким образом и сложился ответ Александра Леонтьевича на вопрос, изначально поставленный перед ним великим князем. Ответ достаточно осторожный: «Я не могу иметь другого мнения о сем предмете, кроме того, что священное место, где скончался государь император Петр Великий, должно находиться по нижнему этажу (здания Эрмитажного театра, на уровне его полукруглых окон. - A.A. ) в пространстве угла, образованного ныне существующим зданием против Невы и Библиотеки Эрмитажа (находилась по другую сторону Зимней канавки. - A.A. )».

Свой отчет с копиями исторических чертежей Майер передал августейшему заказчику. Как последний им воспользовался, нам не известно.

Александр Леонтьевич унаследовал от родителей старинный дом, окруженный садом. В нем он жил после кончины супруги со своей сестрой-другом Александрой Леонтьевной. Они часто музицировали в четыре руки. Летом, когда окна открывались в сад, их вдохновенные импровизации с наслаждением слушали соседи.

В августе 1864 года А.Л. Майера отпели в евангелической церкви Св. Анны и похоронили на Волковском лютеранском кладбище. По «представительству военного министра участь его сестры была обеспечена Высочайшим вниманием по заслугам ее брата». Так что работы Майера не были забыты его современниками.

Ну а в более поздние времена вспомнил об Александре Леонтьевиче уже М.М. Стасюлевич - редактор-издатель влиятельного журнала «Вестник Европы». В 1872 году столица должна была отмечать 200-летие своего создателя. Михаил Матвеевич решил, что его журнал лучшим образом почтит память Петра Великого, если напомнит о том месте, где он почил. Видный историк, Стасюлевич узнал, что архив Майера сохраняется его сестрой среди других семейных бумаг. Таким образом, записка-рукопись Майера была приобретена редактором-издателем и опубликована им в майской книжке юбилейного года. А оттиск со статьи Александра Леонтьевича с предисловием Стасюлевича был издан отдельной книжкой. Многие тогда стали интересоваться, «в какой палате скончался Петр Великий».

В своем предисловии Стасюлевич выступал с предложением: «В верхнем этаже Эрмитажного театра устроить, например, музей Петра Великого, а в нижнем, где он скончался, - часовню, в которую можно было бы спускаться через музей…» К сожалению, в казне тогда не нашлось денег для устройства такого памятника.


Наверное, значение юбилеев в том, что появляется повод вновь вернуться к неоконченным делам. Через сорок лет после выступления Стасюлевича, когда приближался уже 250-летний юбилей рождения Петра, вновь стали размышлять о местонахождении известной палаты. На этот раз такого рода инициативы родились в недрах дворцового управления Министерства императорского двора. Помощник начальника Петербургского дворцового управления гвардии полковник Э.П. Зейлис, смотритель Зимнего дворца подполковник П.П. Малиновский, архитектор Зимнего дворца H.H. Крамской и техник Петербургского дворцового управления С.В. Лебедев поставили перед собой цель: «выяснить, какие части старого зимнего дворца времен Петра I, построенного в 1716–1718 годах архитектором Маттарнови, сохранились до настоящего времени в пределах нижнего этажа Театрального здания Императорского Зимнего дворца». В Дворцовом управлении решили заранее готовиться к юбилейной дате и для этого решить некоторые неясные вопросы. В это время проводились археологические исследования, искали остатки старых, петровских стен. По найденным стенам составили соответствующую опись, и они были нанесены на план Эрмитажного театра.

К названным исследователям присоединился статский советник Ф.Н. Литвинов, служивший в соседнем придворном ведомстве - в управлении Петербургского удельного округа - делопроизводителем. Федор Николаевич занимался и историями императорских дворцов, был знаком с архивными документами, так что на его долю выпало историческое сопровождение исследования.

Конечно, Литвинов был знаком с ранее широко опубликованной работой Майера. Свой же труд он начал с того, что обратился к первоисточникам и лично рассмотрел планы и документы, на которые ссылался его предшественник. Когда же Федор Николаевич взял в руки чертеж, исполненный Петром I, с его собственноручными надписями (о котором мы говорили выше), то ему бросилось в глаза, что изображения в нем даже и не напоминают Зимнего дворца: «странно, как мог такой опытный исследователь, как Майер, ошибиться». Литвинов определил документ как чертеж нового Летнего дворца (не сохранившегося). А канавка вдоль стен его оказалась Лебяжьей канавкой. Таким образом, Литвинов посчитал «вопрос о палате, в которой скончался император… пока открытым».

Федор Николаевич решил подойти к решению этого вопроса «с другой стороны, не базируясь на определении места поварни». Говоря о другом подходе к решению проблемы, Литвинов имел в виду запись в бумагах Петра, найденную Майером (приведена нами выше). Если Майер нашел в ней упоминание о поварне и стал искать последнюю, то Литвинова заинтриговало указание о стенке, «которой должно было перегородить большую палату по самый погребной свод». Он стал искать уже эту большую палату. Искать на втором этаже - ведь давние печальные события происходили не иначе, как «в верхнем апартаменте». Ну а что сохранилось от этой палаты, ясно из археологических сведений, собранных его коллегами.

План Эрмитажного театра с наложенным на него планом Зимнего дворца Маттарнови.


Заключение, к которому пришел Литвинов, практически совпало с выводами Май ера. Только оно было более конкретным. В своей статье «К вопросу, в какой палате скончался Петр Великий» (в сборнике Музея антропологии и этнографии, 1913 г.) Ф.Н. Литвинов сообщал: «Ответ получается вполне определенный, а именно: наружная стена от угла Невы и Зимней канавки до закругления Эрмитажного театра, несомненно, принадлежала к той комнате, в которой скончался император Петр Великий».


Дворцовая набережная у Эрмитажного театра. К.П. Беггров. 1820-е гг.


Не оспаривая такого единогласного вердикта, хотелось бы сделать здесь небольшое замечание: стенку высотой от второго этажа «по самый погребной свод» (двухэтажную стенку) нельзя ставить на не рассчитанном для таких целей своде перекрытия помещений. Для таких целей устраивается фундамент, достаточно заглубленный в землю или, в крайнем случае, капитальная арка. Такие простые строительные истины были известны много строившему Петру. Для того чтобы выгородить на втором этаже какое-нибудь помещение - малое из большого, - достаточно было соорудить известную всем нам по нашим квартирам перегородку.

Уважаемому Александру Леонтьевичу случалось ошибаться, выясняя наш вопрос. Так, он настаивал на том, что дворец во времена Петра I был таким, каким изображен на найденных им чертежах Маттарнови 1716 года. А между тем ему нужно более внимательно отнестись к известному ему рисунку, исполненному в 1725 году X. Марселиусом, на котором художник изобразил современную Дворцовую набережную. На нем присутствует и фасад «дворца его императорского величества», только третью часть которого занимал фасад, обнаруженный Майером. В действительности дворец, построенный Петром, был более обширен, нежели это представлялось историку. Выше мы говорили о другой его «очевидной ошибке» (в случае с зимним-летним дворцом); может быть, нам следует осторожно отнестись и к выводам, произвольно сделанным из содержания найденной в московском архиве записки? Возможно, следует принять эту записку со всей очевидностью ее содержания. Речь в ней идет о нижнем этаже, расположенном над подвалом. Здесь расположены «малые палаты», относящиеся к личным покоям царя. Но есть здесь и «большая палата», занимающая как раз угловую часть здания. Наверное, здесь и предложено было сделать стенку, чтобы выгородить конторку, то есть кабинет, обращенный окнами к Адмиралтейству.


Вид на Дворцовую набережную. О. Эллигер по рисунку X. Марселиуса, 1725 г. 1728–1729 г. Слева - Зимний дворец Екатерины I.


Что было в петровской конторке (кабинете), помимо письменного стола, необходимого для работы с государственными бумагами? Ответ на этот вопрос мы находим в сообщениях других исследователей. Оказывается, здесь была и своеобразная домашняя «куншт-камора», в остекленных шкафах которой находились книги и всякого рода редкости. Возможно, здесь был и ветровой компас, сооружение довольно внушительных размеров, связанное с флюгером на крыше. Как все это могло уместиться в «малой комнатке»?


Фасад от Невы реки Зимнему старому каменному дому.


Если же нам снова обратиться к «малой комнатке», отмеченной архиепископом Феофаном при посещении им Зимнего дворца в печальные дни, то можно усомниться, что такой апологет Петра, каким был писатель Феофан Прокопович, смог не заметить, а затем и не упомянуть в своих воспоминаниях предметы, свидетельствующие о широте интересов самодержца. Ведь описал же он затем убранство Большого печального зала, в который было перенесено тело царя.

Что касается упомянутой в Походном журнале конторки «в зимнем доме в верхнем апартаменте», то, наверное, у Петра Алексеевича была и такая. Поместил он ее рядом с покоями своей супруги на втором этаже в небольшой комнатке. Здесь он мог и поспать, и просмотреть неотложные государственные бумаги.

Все вышеуказанные замечания нисколько не умаляют значения работы А.Л. Майера. Колумб тоже ошибался, когда предполагал, что он только открыл новый путь в Индию. Последующие обращения к зданию Эрмитажного театра лишь подтверждали, что в его первом этаже сокрыты стены Старого Зимнего дворца. Что касается расположения палаты, в которой скончался Петр Великий, то свидетельства Александра Леонтьевича по-прежнему здесь остаются основополагающими. И если ставить петровский мемориальный знак на здании Эрмитажного театра (наверное, это нужно), то сделать это следует не иначе, как на месте, указанном А.Л. Майером и Ф.Н. Литвиновым, на «наружной стене от угла Невы и Зимней канавки до закругления Эрмитажного театра» - стене, некогда ограждавшей памятную палатку.

Нам не известно, чем собирались отметить 250-летний юбилей рождения Петра в Императорском дворцовом управлении. Может быть, осуществлением идеи М.М. Стасюлевича, то есть организацией музея и устройством часовни на памятном месте. Во всяком случае, наступившая вскоре война, а затем и революционные перевороты заставили забыть о предположениях мирного времени.

Новое обращение к сохранившимся стенам Старого Зимнего дворца было связано уже не с очередной петровской юбилейной датой. Появилось оно более чем полстолетия спустя, и на этот раз было вызвано тем, что в середине 1970-х годов возникла необходимость поставить на капитальный ремонт здание Эрмитажного театра и реставрировать его. Деньги для обновления Эрмитажного театра были щедро отпущены государством. Главный архитектор Эрмитажа Валерий Павлович Лукин руководил запланированными работами, в которых приняли участие и сотрудники Ленинградского филиала института «Гипротеатр». В это время рыли шурфы и отбивали штукатурку для обследования фундаментов и стен.

Молодому искусствоведу Е.М. Баженовой было поручено, как сообщала тогда газета «Правда», «исследовать, в какой мере архитектор Кваренги при возведении театра использовал предыдущие постройки». Евгения Михайловна не только увлеклась поставленной задачей, но и значительно вышла за ее рамки. Она стала производить археологические раскопки, расчищала подвалы, засыпанные при предыдущих перестройках старого дворца. Обнаружились многочисленные следы прежнего быта - осколки посуды, бело-синей голландской облицовочной плитки и курительные трубки, остатки архитектурных украшений времени Маттарнови и Трезини. Стали говорить об открытии не одного, а нескольких Зимних дворцов. Но это уже кому что покажется.

В бывших складских помещениях и подвалах Эрмитажного театра решено было восстановить, а затем и показать всем самую замечательную северо-западную часть Старого Зимнего дворца с его обходной галереей, устроенной при Екатерине I. Таким образом, появилась новая музейная экспозиция, посвященная Петру Великому.

Правда, М.М. Стасюлевич предлагал сделать в комнатах при театральном зале лестницу, по которой (после осмотра экспозиции) можно было бы спуститься в XVIII век - к часовне на месте кончины царя. А потом осмотреть подлинные остатки его дворца, в реальном виде, как они сохранились.

Что касается часовни, то, пожалуй, при воссозданном уголке Старого Зимнего дворца ее действительно надо поставить.

В 2007 году исполняется 335 лет со дня рождения основателя нашего города.

В конце ноября 1724 года смертельно заболел Петр Первый

Недавно студенты спросили меня на лекции, правда ли, что Петр Первый умер от сифилиса. Нет, неправда. Но до чего же живуча старинная сплетня! Без малого триста лет она будоражит воображение несведущих обывателей.

В «широкие массы» нелепицу запустил бойкий автор романов об интимной жизни российских монархов польский историк Казимир Валишевский. В книге «Петр Великий» он писал: «8 сентября 1724 г. диагноз болезни выяснился окончательно: это был песок в моче, осложненный возвратом плохо залеченного венерического заболевания». Основатель советской школы исторической фальсификации, «красный профессор» Михаил Покровский «развил» Валишевского, исключив из диагноза болезнь почек и оставив в нем один сифилис: «Смерть преобразователя была достойным финалом этого пира во время чумы. Петр умер, как известно, от последствий сифилиса, полученного им, по всей вероятности, в Голландии и плохо вылеченного тогдашними врачами». Ссылок на источники у Покровского нет, а приемы введения грязной сплетни («как известно», «по всей вероятности») типичны для всякого фальсификатора.

Первым о вензаболевании Петра как причине его смерти поведал миру французский посол при российском дворе граф Кампредон. В своем донесении в Версаль в январе 1725 года он сообщил, что «сведущий итальянский доктор» под большим секретом сообщил ему, Кампредону, что задержание мочи, которым страдает царь, «является следствием застарелой венерической болезни», а именно – «плохо вылеченный сифилис».

«Сведущий итальянец», на которого ссылался Кампредон – некий Азарини, один из многих пытавшихся лечить умирающего Петра и не преуспевший в этом. Академик Павленко, подробно разобравший историю смерти Петра Первого, отмечал, что самонадеянный медик был уверен в возможности «совершенно излечить» царя за четыре дня до смерти, «если только его советами воспользуются». Ими воспользовались – и Петр умер. Из чего можно сделать определенные выводы о степени медицинских познаний Азарини. Приближенные царя Петра – камер-юнкер Бухгольц, Феофан Прокопович, данные «Походного журнала», фиксировавшего каждый шаг Петра, говорят о смерти императора от воспаления мочевого пузыря. Такого же мнения придерживались историки медицины, касавшиеся смерти русского преобразователя в своих сочинениях – В.Рихтер, Н.Куприянов. Но в нашем распоряжении есть данные совершенно иной степени достоверности – заключение Центрального кожно-венерологического института в Москве, сделанное в 1970 г. Уникальный для подобного рода сплетен случай – правительство СССР и Академия наук, обеспокоенные отрицательным воздействием грязной сплетни на имидж страны, поручили светилам венерологии в закрытом порядке разобраться – в чем правда.

На рассмотрение медиков были представлены все имевшиеся документы и источники о болезни и смерти царя Петра, в том числе и донесения Кампредона в Версаль. Комиссия в составе профессоров А.А.Студницына, Н.С.Смелова, доктора медицинских наук Т.В.Васильева и кандидата медицинских наук О.И.Никонова пришла к однозначному выводу: «Петр I умер не от последствий сифилиса. По имеющимся данным можно сделать вывод, что он страдал злокачественным заболеванием предстательной железы, или мочевого пузыря, или мочекаменной болезнью».

Понятно, что с таким диагнозом Петр Великий, в ноябре 1724 года бросившийся в ледяную воду спасать севший на мель бот с солдатами, женщинами и детьми у Лахти, получил тяжелейшее воспаление и уже не смог от него оправиться. Сплетня лопнула – вместо развратника, заслуженно наказанного за грехи, перед нами предстает пушкинский «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», заболевший спасая «низшие чины» на бурной Ладоге. Можно закрывать историю, констатировав, что у Петра Первого достаточно заслуг и прегрешений перед Россией, чтобы навешивать на него еще разную грязь. Но остается вопрос – почему подобные «истории» столь живучи?

Если собрать вместе все исторические сплетни, то окажется, что чуть ли не все выдающиеся исторические персонажи – моральные уроды или извращенцы, или алкоголики и вообще дегенераты. В частности, от сифилиса, кроме Петра, «похоронили» Ивана Грозного, Ленина, Кортеса и Гитлера (во всех случаях диагноз одинаково «правдивый»). Природу подобной тяги толпы к смакованию грязных подробностей «из жизни великих» вскрыл еще А.С.Пушкин: «Толпа жадно читает исповеди... потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могучего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы – иначе».


Первому российскому императору приписывают крайне активную сексуальную жизнь и, как следствие, смерть от венерических заболеваний.

28 января 1725 года в Зимнем дворце скончался первый русский император Пётр I. 53-летний правитель не оставил ни одного официального наследника, а вокруг причин смерти императора ходит множество легенд - от осложнений гриппа до венерических заболеваний. Почему у Петра, известного своей бурной личной жизнью, не осталось наследников и какие существуют версии его смерти.

"Кричал, потом хрипел"

Царь несколько дней кричал от боли, а потом хрипел, обессилев, - такие рассказы о последних днях Петра передавали в XVIII веке из уст в уста.

Самая распространённая версия смерти Петра I принадлежит мемуаристу Якову Штелину. По ней, Пётр, воз­вращаясь из поездки в Шлиссельбург на Ладожский канал и в Старую Руссу, 5 но­ября нашёл у Лахти севший на мель бот с солдатами, матросами, женщинами и детьми, начал их спасать. Сам император несколько часов стоял по пояс в ледяной воде, в результате чего простудился. После этого лечиться император не стал, а только запустил ситуацию постоянными выездами в холодную погоду и полным отсутствием заботы о собственном здоровье.

Легенда стала широко распространённой в современной России ещё и потому, что нашла поддержку историка Сергея Соловьёва.

Правда, она опровергается записями в походном журнале самого Петра I, а также записями в дневнике камер-юнкера Фридриха Берхгольца. Так, император вернулся в Петербург на неделю раньше указанных событий. В ноябре царь присутствовал на богослужениях, свадьбах и именинах.

После обеда император благополучно возвратился в С.-Петербург, но нака­нуне, на обратном пути из Дубков, он подвергался на воде большой опасности во время свирепствовавшей сильной бури, и одно из его судов погибло, так что с него только два человека успели спастись вплавь, - такова запись в дневнике Берхгольца от 2 ноября. Сам Пётр при этом не пострадал.

Сифилис

Пётр Великий" утверждал: "8 сентября 1724 года диагноз болезни выявился окончательно: это был песок в моче, ослож­нённый возвратом плохо залеченного венерического заболевания".

Известный советский историк Михаил Покровский уцепился за эту версию и исключил болезнь почек, оставив только сифилис. "Пётр умер, как известно, от последствий сифилиса, полученного им, по всей вероятности, в Голландии и плохо вылеченного тогдашними врачами", - писал он.

Предположения подобного рода основаны на донесениях французского посла Жака де Кампредона.

Царь всё ещё страдает задержанием мочи. Он, правда, из-за этой болезни не лежит, но она всё же мешает ему заниматься делами. Уверяют, будто болезнь эта ничтожная, но лица, наиболее близко стоящие к его царскому величеству и с которыми я поддерживаю постоянные сношения, опасаются её по­следствий, - отмечал он.

Позже итальянский доктор Азарини, которого вызывал к себе Пётр, подтвердил, что у царя действительно было давнее венерическое заболевание, которое вылечено не до конца. После смерти первого российского императора Кампредон донёс, что "источником болезни послужил застарелый и плохо вылеченный сифилис".

Отметим, что о таком диагнозе Петра донёс только один дипломат из всех аккредитованных при русском дворе. Вряд ли бы остальные пропустили такую пикантную информацию.

Гангрена

Вообще, версия считается анекдотом, который распространил Штелин. Однако недоброжелатели Петра обсуждали эту шутку как реальный факт.

В декабре месяце состояние его уже столь сделалось опасным и вожжение во внутренних частях пузыря столь приметным, что со дня на день опасались антонова огня. Испустил 1725 года 28 января геройский свой дух. При вскрытии императорскаго тела нашли совершенно антонов огонь (гангрену) в частях около пузыря и его столько вспухлым и затверделым, что с трудностию можно было его разрезать анатомическим ножом, - писал он в "Подлинных анекдотах из жизни Петра Великого, слышанных от знатных особ в Москве и Санкт-Петербурге".

Болезнь почек

Писатель Феофан Прокопович утверждает, что Пётр скончался в результате заболевания почек, следствием которого стала непроходимость мочи.

Так, по словам писателя, император почувствовал недомогание в конце 1723 года, а в феврале 1724-го отправился лечиться на воды. Летом же правитель отправился на Угодские заводы, где принимал минеральную воду.

После этого он вернулся в столицу, врачи наблюдали временное улучшение, которое сменялись обострениями.

Стало трудно испражняться, началась страшная резь, терпеливый и великодушный в иных случаях муж (Пётр. - Прим. ред. ) от вопля не мог себя удержать, - писал Прокопович.

Не исключено, что он излагал ту версию смерти царя, которая предполагалась для распространения в обществе. Однако ещё одно её подтверждение есть в "Походном журнале" царя. Кто именно оставил запись, доподлинно не известно.

28-го. В 6-м часу пополуночи, в 1-й четверти, Его императорское Величество Пётр Великий преставился от сего мира от болезни, урины запору, - гласит она.

Автор "Истории медицины в России" Вильгельм Рихтер также предполагал, что смерть наступила в результате "воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену, и от за­держания урины". В 1970 году медики кожно-венерологического института в Москве пришли к выводу, что Пётр страдал злокачественным заболеванием предстательной железы или мочевого пузыря или мочекаменной болезнью.

Я - император! Творю что хочу

После смерти Петра возникал вопрос: и кто теперь царь? Ведь в порыве гнева и страха, опасаясь, что корону наденет противник его начинаний, первый русский император с ног на голову перевернул процедуру наследования престола.

Если раньше трон переходил от царя к старшему сыну, то указом от 1722 года император лично назначал наследника. Он мог изменить решение, если преемник не оправдает надежд. После обвинения своего старшего сына в госизмене и (по легенде) собственноручной его казни в 1718 году Пётр I и сам задался вопросом: а кому, собственно, трон-то передавать?

Ни одного сына, рождённого в законном браке, в живых не осталось. Внебрачные дети Петра не могли претендовать на престол. Историк Казимир Валишевский не исключает, что первый русский император - отец десятка внебрачных детей. Якобы только Авдотья Чернышева (до замужества Ржевская) родила от него троих сыновей и четырёх дочек. Марию Строганову также подозревают в том, что трое сыновей у неё вовсе не от супруга. Однако никаких доказательств этому нет: официально у Петра не осталось бастардов. Кроме того, даже если бы они и были, всё равно незаконнорождённые дети никаких прав на престол не имели.

Ближайший родственник-мальчик, который мог предъявить права на престол, - внук Петра I (сын его казнённого сына). Однако эта идея категорически не нравилась императору.

Всё-таки женщина

Оставались жена Екатерина и две дочери - Анна и Елизавета. К первой отношение в государстве было более чем спорное: во-первых, иностранка, во-вторых, бывшая прачка: ну какая она императрица? К дочерям Петр относился с трепетом, но вот с короной на голове их не представлял.

Как полагают историки, выбор он всё же сделал в пользу супруги. У Екатерины был титул императрицы как у жены правителя государства Российского, однако этого царю показалось мало. Он решил сделать её коронованной особой "независимо от мужа". В 1723 году вышел соответствующий манифест, а 7 мая 1724 года (по старому стилю) состоялась коронация. Торжественный обед устроили в Грановитой палате, где раньше принимали иностранных послов. Достали самую дорогую мебель, посуду, которую только возможно. Улицы Москвы украшали триумфальные арки, фейерверк таких масштабов в России ранее не видели. Специально на коронацию для императрицы привезли даже карету из Парижа. Корона весом 1,8 кг, украшенная жемчужинами и драгоценными камнями, пир на всю Москву...

Не исключено, что это - лишь легенда, но последним распоряжением Петра якобы было "Отдайте всё..." и глазами он искал Екатерину.