Домой / Системы / Река в преисподней — Стикс. Пороги загробных миров Стикс и харон

Река в преисподней — Стикс. Пороги загробных миров Стикс и харон

Античная мифология - это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон - мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.

Как выглядел мир?

Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.

Люди населяли мир живых - царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.

Античная мифология: Харон

Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.

Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.

Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.

Харон и живые люди

Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.

Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.

Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес - приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.

Харон в искусстве

Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.

Столетиями человек, осознавая неизбежность смерти, задавался вопросом: а что ждет его за границей жизни? Казалось бы, мировые религии, такие как ислам и христианство, давным-давно удовлетворили это любопытство, суля грешникам муки ада, а праведникам -беззаботную жизнь в райских кущах.

Однако, согласно древним источникам, тысячелетия назад люди верили совсем в другое загробное существование, обещающее умершему увлекательные приключения, веселый отдых от земных забот и даже... шанс на возвращение в мир живых. Вот только добраться до царства теней было порой непросто.

Важная профессия - перевозчик

Из учебников истории все мы хорошо знаем, что древние народы очень трепетно относились к погребальному обряду. Иначе и быть не могло, ведь согласно многим религиям, чтобы достичь царства теней, умерший должен был преодолеть немало препятствий. Прежде всего, следовало умилостивить перевозчика, осуществлявшего переправу через реку, разделяющую миры живых и мертвых.

Практически все мифы разных времен и народов упоминают об этой странной грани миров в виде водной преграды. У славян это река Смородинка, у древних греков - Стикс, а у кельтов безбрежное море, преодолев которое, умерший достигнет прекрасного острова - Земли женщин.

Неудивительно, что и персонаж, перевозивший на своей лодке души умерших, пользовался особым уважением. Так, в Древнем Египте считалось, что даже погребенный по всем правилам человек не сможет достигнуть загробной страны вечного счастья, Полей Налу, если не умилостивит некоего безымянного старца - паромщика, перевозившего почивших через реку мертвых.

А потому заботливые родственники клали в саркофаг умершего специальные амулеты, которые впоследствии служили платой за проезд в ладье старика.

В преданиях скандинавов миры живых и мертвых разделяет страшная глубокая река с темной водой, берега которой только в одном месте соединяет золотой мост. Миновать его очень сложно, так как по переправе рыскают свирепые стаи диких собак, а сторожит его толпа злобных гигантов.

Но если дух умершего сумеет договориться с матерью великанов - ведьмой Модгуд, то проблем на пути к царству мертвых у него не будет. А вот отличившихся и павших в бою воинов на золотом мосту встречает сам Один -именно повелитель богов сопровождает героев в Валгаллу (особое место мира мертвых), где их ждет вечный пир в компании прекрасных валькирий.

Самым суровым перевозчиком душ умерших являлся Харон - герой древнегреческих мифов. С этим стариком, переправлявшим тени почивших в царство Аида через реку Стикс, нельзя было договориться и задобрить его, так как Харон свято соблюдал законы, установленные богами-олимпийцами.

За проезд в своей лодке и с великого царя, и с ничтожного раба Харон брал всего лишь один обол (мелкая медная монета), которую родные клали во время погребения покойнику в рот. Однако попасть в челн этого перевозчика было непросто - на переправу мог рассчитывать только умерший, погребенный по надлежащим правилам.

Если же родственники усопшего поскупились на пышные жертвы богам Аида, Харон гнал его прочь без всякой жалости, и бедняга был обречен на вечное скитание между мирами.

Путь к Земле женщин

Однако самая заманчивая загробная жизнь ждала древних кельтов. Сохранилось немало легенд о неведомых островах, где умерших ждала поистине райская и совсем не скучная жизнь. На острове, который в преданиях назывался Землей женщин, каждый мог подобрать занятие себе по вкусу.

Так, для храбрых воинов там устраивались блестящие турниры, дамы наслаждались обществом сладкоголосых менестрелей, выпивохи радовались рекам эля... А вот мудрые правители и друиды в этом раю не задерживались, так как им вскоре после смерти предстояло следующее воплощение - ведь их разум был нужен грядущим поколениям.

Неудивительно, что кельтские воины несколько столетий считались самыми бесстрашными и отчаянными рубаками - можно и не дорожить жизнью, если за ее порогом тебя ждет такой чудный остров.

Правда, и добраться до Земли женщин было непросто. Предание гласит, что еще тысячу лет назад на западном берегу Бретани стояло одно загадочное селение. Жителей этой деревушки освободили от всех налогов, так как мужчины селения были обременены непростой задачей -переправлять умерших на остров.

Каждую полночь жители села просыпались от громкого стука в двери и окна и шли к морю, где их ждали странные лодки, окутанные легким туманом. Эти ладьи казались пустыми, но каждая из них была погружена в воду почти до самого борта. Перевозчики садились к рулю, и челны сами по себе начинали скользить по морской глади.

Ровно через час носы лодок утыкались в песчаный берег, на котором прибывших ждали неведомые провожатые в темных плащах. Встречающие называли имена, звание и род прибывших, и ладьи быстро пустели. На это указывало то, что их борта поднимались высоко над водой, указывая так перевозчикам, что те избавились от таинственных пассажиров.

Стражи у порога

Во многих древних религиях стражами порогов загробных миров выступают... собаки, которые не только охраняют царства мертвых, но и покровительствуют душам почивших.

Древние египтяне верили, что миром умерших правит Анубис - бог с головой шакала. Именно он встречает душу, сошедшую с ладьи перевозчика, сопровождает ее на суд Осириса и присутствует при вынесении приговора.

Согласно египетским мифам, Анубис научил людей мумифицировать трупы и истинно верному обряду погребения, благодаря которому умерших ждет достойная жизнь в его владениях.

У славян умерших на тот свет провожал серый волк, ставший впоследствии знаменитым благодаря русским сказкам. Он переправлял почивших через легендарную реку Смородинку, наставляя при этом своих седоков, как правильно вести себя в царстве Прави. Согласно славянским преданиям, врата этого царства охранял огромный крылатый пес Семаргл, под охраной которого находились границы между мирами Нави, Яви и Прави.

Однако самым свирепым и неумолимым стражем мира мертвых выступает жуткий трехголовый пес Цербер, многократно воспетый в мифах древних греков. Предания гласят, что правитель царства умерших Аид как-то пожаловался своему брату Зевсу, что его владения не имеют должной охраны.

Владения владыки мертвых мрачны и безрадостны и выходов в верхний мир имеют немало, вот потому-то тени умерших того и гляди выберутся на белый свет, нарушив тем самым вечный порядок. Зевс прислушался к доводам брата и подарил тому огромного пса, слюна которого была смертельным ядом, а тело украшали шипящие змеи. Даже хвост Церберу заменял ядовитый страшный змей.

Долгие столетия безукоризненно нес Цербер свою службу, не позволяя теням умерших даже приближать к границам царства Аида. И только однажды пес ненадолго покинул свой пост, так как был побежден Гераклом и доставлен к царю Эф-рисею как подтверждение двенадцатого подвига великого героя.

Навь, Явь, Правь и Славь

В отличие от других народов, славяне верили в то, что пребывание души в мире мертвых временно, так как почившего ждет скорое перерождение среди живых - в царстве Яви.

Души, не отягощенные преступлениями, миновав границы миров, находили временное пристанище среди богов в царстве Прави, где они в неге и покое готовились к перерождению.

Люди, погибшие в бою, переносились в мир Слави. Там героев встречал сам Перун и предлагал храбрецам навеки поселиться в своих владениях - провести целую вечность в пирах и развлечениях.

А вот грешников и преступников ждало мрачное царство Нави, где их души застывали в вековом тяжелом сне, и расколдовать (отмолить) их могли только родственники, оставшиеся в мире Яви.

Отдохнувший в царстве Прави умерший человек через некоторое время вновь появлялся среди живых, но обязательно в своем роду. Славяне верили, что с момента смерти до минуты рождения проходило, как правило, два поколения, то есть почивший человек воплощался в своих правнуках. Если же род по каким-либо причинам прерывался, то все его души вынуждены были перевоплощаться в животных.

Такая же участь ждала и безответственных людей, бросивших свою семью, детей, не почитавших старших. Даже если род таких отступников креп и процветал, они все равно уже не могли рассчитывать на достойное перерождение.

Подобное наказание несли и дети, чьи родители запятнали себя грехом супружеской измены. Помня об этом, муж и жена даже не смотрели на сторону до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнялось 24 года, вот потому-то брачные союзы славян были крепкими и дружными.

Елена ЛЯКИНА

Харон (Χάρων), в греческом мифотворчестве и истории:

1. Сын Никты, седой перевозчик, переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство тени умерших. Впервые имя Харон упоминается в одной из поэм эпического цикла – Миниаде; особое же распространение этот образ получил начиная с V века до нашей эры, на что указывает частое упоминание Харона в греческой драматической поэзии и трактование этого сюжета в живописи. В известной картине Полигнота, написанной им для Дельфийской Лесхи и изображавшей вход в подземное царство, наряду с многочисленными фигурами был изображен и Харон. Вазовая живопись, судя по извлеченным из могил находкам, пользовалась фигурой Харона для изображения стереотипной картины прибытия мертвых на берег Ахерона, где вновь прибывших ожидал со своим челноком мрачный старец. Представление о Хароне и об ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету достоинством в два обола, которая должна была служить вознаграждением Харону за его труды по переправе. Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается в настоящее время.

Харон, Данте и Вергилий в водах Стикса, 1822,
художник Эжен Делакруа, Лувр


Харон – перевозчик душ
умерших по водам Аида

Позднее на образ Харона были перенесены атрибуты и черты этрусского бога смерти, который, в свою очередь, принял по-этрусски имя Харун. С чертами этрусского божества представляет нам Харона Вергилий в VI песне Энеиды. У Вергилия Харон – покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Показав Харону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

Так, по одному сказанию, Харон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла, Пирифоя и Тесея, которые насильно заставили его переправить их в аид (Вергилий, Энеида, VI 201-211, 385-397, 403-416). На этрусских картинах Харон изображается старцем с изогнутым носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом. Как представитель подземного царства, Харон позднее превратился в демона смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов. Что касается происхождения слова Харон, то некоторые авторы во главе с Диодором Сицилийским, считают его заимствованным у египтян, другие сближают слово Харон с греческим прилагательным χαροπός (имеющий огненные глаза).

2. Греческий историограф из Лампсака, принадлежал к числу предшественников Геродота, так называемых логорифов, от которых до нас дошли только отрывки. Из многочисленных сочинений, приписываемых ему византийским энциклопедистом Свидой, подлинными могут считаться только "Περςικα" в двух книгах и "Ωροι Ααμψακηών" в четырех книгах, то есть хроника города Лампсака.

ХАРОН

В греческой мифологии перевозчик мёртвых в аиде. Изображался мрачным старцем в рубище; Xарон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле (Verg. Aen. VI 295—330). Геракл, Пирифой и Тесе и насильно заставили Xарона перевезти их в аид (VI 385—397). Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти (VI 201 — 211). Показав Xарону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея (VI 403—416).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХАРОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХАРОН
    (Греч.) Египетский Ку-эн-уа, ястребо-головый Рулевой барки, переплавляющий Души через черные воды, отделяющие жизнь от смерти. Харон, Сын Эреба и Ноксы, …
  • ХАРОН
    — перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида; для уплаты за перевоз покойнику клали в рот монету. // …
  • ХАРОН
    (Charon, ?????). Сын Эреба и Ночи, старый, грязный перевозчик в подземном мире, который перевозит тени умерших через адские реки. За …
  • ХАРОН в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    В греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Ахеронт в Аиде; при этом должны были быть соблюдены похоронный обряд и …
  • ХАРОН в Большом энциклопедическом словаре:
  • ХАРОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида. Для уплаты за провоз покойнику клали в рот …
  • ХАРОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????, Charon) — в послегомеровских народных верованиях греков — седой перевозчик. переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство …
  • ХАРОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ХАР́ОН, в греч. мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат аида; для уплаты за перевоз покойнику клали в …
  • ХАРОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????, Charon) ? в послегомеровских народных верованиях греков? седой перевозчик. переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство …
  • ХАРОН в словаре Синонимов русского языка:
    перевозчик, персонаж, …
  • ХАРОН
  • ХАРОН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Старик-перевозчик, переправляющий тени умерших в Аид через подземные реки Стикс и Ахерон (в античной …
  • ХАРОН в Словаре русского языка Лопатина:
    Хар`он, …
  • ХАРОН в Орфографическом словаре:
    хар`он, …
  • ХАРОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида; для уплаты за перевоз покойнику клали в рот …
  • ХАРОН в Толковом словаре Ефремовой:
    Харон м. Старик-перевозчик, переправляющий тени умерших в Аид через подземные реки Стикс и Ахерон (в античной …
  • ХАРОН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Старик-перевозчик, переправляющий тени умерших в Аид через подземные реки Стикс и Ахерон (в античной …
  • ХАРОН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Старик-перевозчик, переправляющий тени умерших в Аид через подземные реки Стикс и Ахерон и получавший за это монету, положенную в …
  • САМЫЕ ДАЛЕКИЕ ПЛАНЕТЫ;"ПЛУТОН - ХАРОН" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Система Плутон - Харон, находясь от Солнца в среднем на расстоянии5,914 млрд. км, делает полный оборот вокруг него за 248,54 …
  • ВТОРОЕ НАШЕСТВИЕ МАРСИАН в Цитатнике Wiki.
  • ГАДЕС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Греч.) или Аид. "Невидимая", т.е. страна теней, одной из областей которой был Тартар, место абсолютной темноты, подобное области глубокого сна …
  • ПОДЗЕМНЫЕ БОГИ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - Аид и его жена Персефона, которую он похитил у ее матери Деметры, властвуют в Эребе над всеми подземными богами …
  • АИД в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гадес, Плутон) — бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. …
  • АД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Аид или Гадес,— Inferi, "?????). Представление о подземном мире, царстве мертвых, жилище бога Аида или Плутона, которое в глубокой древности …

Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.

Стикс является главным переходным пунктом между двумя мирами

Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.

По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Если близкие не погребли тело, как положено, душе придется скитаться

Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.


Река Мавронери

Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.

Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада

Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.

По мнению ученых, Македонский был отравлен водой Стикс

Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.