Домой / Системы / Справочник по правописанию и стилистике. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Гласные после шипящих в суффиксах имен существительных

Справочник по правописанию и стилистике. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Гласные после шипящих в суффиксах имен существительных

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] - мягко.

Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] - лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].

Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

Исключения: брошю ра, жю ри, парашю т (и производные от них: парашю тный, брошю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жю ль, Сент-Жю ст, Чю рлёнис, Мкртчя н, Лонжю мо, Шя уляй и др.

1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

Пишется Е (Ё ) Пишется О
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е , например: шё рстка - ше рсть, чё рт - че рти, шё пот - ше пчет; жё лтый - же лтеть . 1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е , например: крыжо вник, трущо ба, шо рох, шо ры, шо рник, шо ркать, чо каться, чо порный, чо хом; Шо лохов, Що рс, Печо ра, Печо рин, Ижо ра .
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например: шо в - шв а, обжо ра - жр ать, жо м - жм у, жм ых ).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шо к, шо мпол, шо рты, артишо к, капюшо н, крюшо н, шо у, шо колад, Шо тландия, шо ссе, шо фёр, шо винист, боржо м, джо нка, пижо н, мажо р, мажо рдом, креп-жо ржет, жо нглёр, анчо ус и др.
Б) Слова, образованные от глагола жечь
Глаголы и отглагольные прилагательные, причастия, например: ожё г руку, поджё г крышу, сожжё нный, жжё нный . Существительные, например: ожо г руки, поджо г дома, изжо га .
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́же м, с да́че й, ры́же го (котёнка), хоро́ше го (друга). 1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: под лучо́ м, со свечо́ й, большо́ го (успеха), с чужо́ го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́че нька, горо́ше к, плече во́й, плю́ше вый . 2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́ к, девчо́ нка, чащо́ ба, моржо́ вый, грошо́ вый .
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же , бога́че . 3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́ , общо́ .
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́ше н - грешна, стра́ше н - страшна . 4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: княжо́ н - княжн а, смешо́ н - смешн а .
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр , стажёр .
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт , жжёт .
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: разжёвыва ть, выкорчёвыва ть .
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а , например: корчёвк а (от корчевать), ночёвк а (от ночевать ).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён- ), а также в производных от них существительных, например: копчён ый - копчён ости, тушён ый - тушён ка, сгущённ ый - сгущён ка.
10. В предложном падеже местоимения что : о чём , а также в словах нипочём, причём, ни при чём .

Обратите внимание!

1) Слово ше роховатый не воспринимается как однокоренное со словом шо рох .

2) Слово трещо тка , хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а , поэтому пишется с гласным о .

3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

Ср.: Лихачёв, Пугачёв, Сычёвка, но: Ромашов, Балашов, Межовск.

ГЛАСНЫЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

П р а в и л а.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии

с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,

мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,

плачем, продажей, дачей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,

большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),

Онок (волчонок), -онк-а (речонка);

г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-

д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-

тельных (смешон);

е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:

2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,

выкорчёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-

пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-

го ножовый);

г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-

д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,

орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),

а также в производных словах (жжёнка, копчёности);

е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах

причём, нипочём.

Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-

1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,

петух, пятак, рог, сундук, сук;

2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;

3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-

да, рука, рубаха, собака, старуха.

Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена

прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,

камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,

парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.

Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме

творительного падежа единственного числа.

Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-

раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,



листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-

раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,

типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-

метраж, чесуча, чиж, шалаш.

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-

личие в написаниях.

АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-

ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,

ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -

деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-

ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,

обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-

ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-

ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,

этаж...м - стаж...м.

Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-

ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к

(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному

порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-

немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,

сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-

ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом

со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит

земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-

ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка

лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м

(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый

пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).

9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).

10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).

11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-

леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-

ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами

(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-

ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-

ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-

ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в

одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При

свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-

ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-

ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру

крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На

нем была гимнастерка с отложным воротником, под-

поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.

Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,

но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не

берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,

красненький колпач...к (загадка).

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

П р а в и л а.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-

ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-

мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-

вывать - окольцевать.

"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,

например; борцы, круглолицый, .сестрицын.

Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-

ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы

меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-

ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-

вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки

усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с

короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-

ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-

мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек

удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-

разом узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы

пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она

готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По

стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой

вершины правильными кольц...выми вырезами в два

сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы

стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-

ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).

12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,

СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).

Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-

ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал

(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-

ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-

ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-

ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-

сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-

либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-

ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-

ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-

кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-

ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-

чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-

ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-

рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания

(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).

13. Около другой фанзочки были нагромождены груды

панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-

це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по

песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через

тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна

у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из

пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).

17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот

(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-

дистов проехал со скоростью двенадцать километров в

час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-

чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-

но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-

рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон

вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом

жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и

что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу

после сильного толчка над ним развернулся купол па-

раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди

молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).

26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые

весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда

люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и

кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-

торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-

ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).

30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).

Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-

исхождения проверяйте по словарю.

1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах

(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы

волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты

на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-

тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).

5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-

мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).

6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-

нулись на зимовку в гавань (Нов.-Пр.). 1. Советская ин-

тел...генция - неотьемл...мая часть народа (А. Н. Т.).

8. Время от времени возникали в нашей среде какие-

нибудь неприятности и инци...денты (Телеш.). 9. Непри-

ятель открыл ураганный арти...ерийский огонь и цепя-

ми пошел в наступление (Фурм.). 10. Впереди рысью

пошла кава...ерия (Фурм.). 11. После завтрака всей к...мпа-

нией уехали в дом отдыха (Доброе.). 12. С будущего года

Ольга хотела начать опыты по а...лиматизации новых

сортов яблонь, вишни, крыж...вника (Арам.).

II. 1. В социалистическом обществе нет ант...гонисти-

ческих противоречий. 2. Революция уничтожила при-

ь...л...гированные сословия. 3. На вечере поэзии с боль-

шим успехом выступила молодая поэте...а. 4. Линия, ко-

торая делит угол пополам, называется би...ектри...ой.

5. Дебютан...ка хорошо справилась с трудной ролью

опытной интриган...ки. 6. Население ряда заокеанских

стран возрастало благодаря и...миграции. 7. Заключи-

тельным а...ордом нар...ставшего революционного дви-

жения в 1905 году было декабрьское вооруженное во...-

тание. 8. Солнце высоко уже поднялось над гор...зонтом.

9. Закончились соревнования по настольному те...ису

(пин...-понгу). 10. Вся те...итория завода была а...уратно

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях,

Предмет: русский язык

Класс: 5 кл.

Тема урока: Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Тип урока : ОНЗ

Основные цели урока:

1) сформировать умение строить правила на примере правила написания О – Е после шипящих и Ц;

2) сформировать умение применять правило написание О – Е после шипящих и Ц;

2) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Универсальные учебные действия :

Регулятивные :

Высказывать предположения на основе наблюдений;

Формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

Соотносить цели и результаты своей деятельности;

Определять степень успешности работы.

Познавательные:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

Группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока : проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал: 1) карточка с заданием для пробного действия; 2) таблица для задания на первичное закрепление во внешней речи; 3) карточка самостоятельной работы; 4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний; 5) цветные карточки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Личностные:

уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1.Подводящий диалог

2.Морфемный разбор слов

Презентация Слайд 3:

ш..лковый, ч..рточка.

3. Задание на пробное действие (слайд 4):

Н а слайде представлены слова):

Шёпот дружок врачом

Н а слайде 5 представлены слова:

Дружок врачом овражек солнцем

4.Запись темы урока в тетрадь

Задает вопросы,

предлагает выполнить морфемный разбор, объяснить орфограмму.

− Сегодня новая тема, вы сами откроете еще одно новое знание. С чего мы обычно начинаем нашу работу?

Верно. С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.

Ребята, вспомните, что такое орфография?

− Как называется буква, написание которой вы должны определить по какому-либо правилу?

− Что такое морфема?

− Назовите виды морфем.

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенную орфограмму. Графически обозначьте орфограмму.

На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы повторили?

Прочитайте слова.

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?

Можно ли применить известное вам правило написания букв ё , о после шипящих? Почему?

– Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на следующий слайд

–Уточните тему урока. Прочитайте название темы в учебнике

§ 99, стр 76 и сравните со своей формулировкой

Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы записывают слова

С повторения

Орфография – система правил правописания слов.

Орфограмма.

Это часть слова.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Во всех перечисленных морфемах.

Выделяют морфемы, определяют орфограмму, вспоминают правило правописание о-ё после шипящих в корне слова.

Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.

Разные буквы после букв шипящих – ё и о .

Не в корне, а в суффиксе и окончании.

Слово с гласной е после шипящего и слово солнце, где вместо шипящего стоит буква ц

«Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».

Предметные:

анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия.

Регулятивные:

находить и исправлять ошибки, оценивать. Коммуникативные:

осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока

III. Выявление места и причины затруднения.

Что ещё нового предстоит узнать? Какова же цель вашей деятельности?

− Да, нам необходим план действий. Шаги плана уже есть, но они перепутались. Восстановите последовательность ваших действий.

В каких случаях пишется о , а в каких е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных.)

Составим план действий

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывешивает на доску шаги в перепутанном порядке:

Предлагают свои версии

Предметные и регулятивные:

искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по выбранным основаниям.

Коммуникативные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V .Физкультминутка .

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения

VI . Реализация построенного проекта.

Работа по слайдам 6-8

Прочитайте слова на слайде.

Укажите опознавательный признак орфограммы

- Назовите орфограмму букву –гласного в этих словах.

Предположите какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным?

−Сформулируйте правило.

Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике на стр 76

−Теперь постройте алгоритм определения гласной после шипящих.

Читают слова на слайде, отвечают на вопросы.

Шипящие и ц.

Буквы о-е

Если в словах ударение падает на сомнительную гласную, то пишется О, если на другую букву – пишется Е.

В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Читают правило в учебнике

Учащиеся предлагают свой вариант, согласованный вариант эталона фиксируется на доске

1. Найти шипящий(ц) перед гласным в слове.

2. Определить морфему с сомнительной гласной.

3. Определить часть речи

4. Поставить ударение.

4. Применить правило.

Предметные:

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII .Первичное закрепление учебного материала.

Применение полученных знаний на практике.

Заполнение таблицы данными примерами, работа по таблице на интерактивной доске, парная работа

− Что теперь надо сделать?

У каждого из вас на столе таблица. Закрепить умение применять правило написания О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных вам поможет следующее задание: распределите слова, находящиеся у вас на партах, в колонки таблицы.

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

Надо научиться применять построенное правило.

Выполняют задание, часть слов проговаривают во внешней речи при заполнении таблицы на интерактивной доске, часть слов выполняют в парах.

Оценивают работу

Предметные и регулятивные:

строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу.

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

– У вас на партах лежат карточки с заданием

Вставьте пропущенные буквы.

− У кого возникли затруднения при выполнении работы?

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

Выполняют работу, вставляют пропущенные буквы, после выполнения сопоставляют с эталоном самопроверки

Предметные: самостоятельно решать учебные задачи.

IX .Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

Первое задание (слайд 9) : Определите значения слов, подберите синонимы. Эти слова-синонимы должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Объясните ее графически.

Проверьте себя по образцу

Второе задание – выборочный диктант. Я вам продиктую предложения, а вы на слух определите слова с изучаемой орфограммой и выпишите их в соответствующие колонки

Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

Самопроверка по образцу

Предметные:

анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Предметные:

владеть приёмами выборочного аудирования.

VIII .Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде

чем мы закончим урок?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

Узнали правописание букв О/Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных.

Подвести итог нашей работы.

Узнать правило правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

IX .Домашнее задание

Параграф 99, выучить правило, упр.557

Записывают задание.

Приложения к уроку:

Карточки № 1.

Гласная

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Образец для проверки

Гласная

О (под ударением)

Е (без ударения)

Морфема

суффикс

окончание

суффикс

окончание

Подушечка

Ландышем

Чертежом

Человечек

Старшему

Карточка № 2

Самостоятельная работа

Камыш..м

книж..нка

пейзаж..м

девч..нка

со страж..ей

с гусениц..й

руч..нка

пальтец..

с полотенц..м

прыж..к

Предложения для выборочного диктанта:

1) Лошади бежали рысцой.

2) Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.

3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом.

4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.

5) Ласточка свила гнездо под крышей.

6) Над рощей пронеслась туча.

7) Подобрали ребята двух птенцов.

8) Мы любовались громадами снежных дворцов.

Образец для самопроверки:

Фразы для рефлексии:

Я знаю правописание г ласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных .

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – Е после шипящих и Ц.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я доволен своей работой на уроке

1. В окончаниях существительных и прилагательных пишет­ся:

а) под ударением -о :

тиражо м, врачо м, шалашо м, мячо м, чужо го, большо го, кольцо м, пальтецо ;

б) без ударения -е :

пейзаже м, престиже м, рыже го, хороше го, пальце м, платьице .

2. В суффиксах существительных, прилагательных, наречий пишется:

а) под ударением -о :

крючо к, книжо нка, холщо вый, свинцо вый, свежо , общо , горячо ,но ещё ;

б) без ударения-с :

книже чка, рече нька, свеже нький, ситце вый.

Запомните написание ё под ударением в следующих случаях:

а) в личных окончаниях глаголов:

течё т, лжё т, печё т;

б) в суффиксах глаголов и образованных от этих глаго­лов существительных:

затушё вывать, выкорчё вывать, размежё вка,

раскорчё вка, ночё вка;

в) в суффиксе -ёр :

ухажё р, стажё р, дирижё р;

г) в суффиксах причастий :

сражё нный, прекращё нный, сражё н, прекращё н;

д) в суффиксах отглагольных прилагательных и образованных от них существительных :

жжё ный, копчё ный, сушё ный, жжё нка, копчё нка, тушё нка, сгущё нка;

ж) в словах нипочём (всё равно) и причём .

3. После ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных пишется ы :

огурцы , петлицы , краснолицы й, синицы н, сестрицы н.

VII. Правописание имён существительных

Ошибки в правописании имен существительных чаще всего встречаются:

1. В окончаниях существительных :

Вспомните правила выбора безударной гласной в окончаниях:

Примечание: I скл. – сущ. ж.р., м.р. на-а (-я) (река, дядя);

II скл. – сущ. м.р. с нулевым окончанием, ср. р.

на -о (-е) (стол, поле);

III скл. – сущ. ж.р. с нулевым окончанием на ь (ночь, мать).

Например: о матери (III скл., П.п.), на дороге (I скл., П.п.), на обры­ве (II скл., П.п.).

Например: об интеллигенции (П.п.), о произведении (П.п.),

в санатории (П.п.).

Обратите внимание:

а) у существительных ср.р. на -ье в П.п. – окончание -е :

(о счастье, на взморье, в Закавказье,но забытьё – в забытьи);

б) у существительных м.р. и ср.р. с суффиксом -ищ в Им.п.

единственного числа -е :

дом – домище , болото – болотище ,

сапог – сапожище , холод – холодище ;

у существительных ж.р. -а:

рука – ручища , нога – ножища , грязь – грязища ;

в) у существительных с суффиксами -ушк, -юшк, -ишк, -ышк, в Им.п. ед.ч. пишется -а, если они ж.р. или м.р. (одуш.) и -о у слов ср.р. и м.р. (неодуш.) :



дед – дедушка – м.р. (одуш.)

батя – батюшка – м.р. (одуш.)

мать – матушка – ж.р. (одуш.)

доля – долюшка – ж.р. (неодуш.)

поле – полюшко – ср.р.

зерно – зернышко – ср.р.

хлеб – хлебушко – м.р. (неодуш.)

дом – домишко – м.р. (неодуш.).

2. В суффиксах существительных:

а) суффикс -ик (-ник, -чик) при склонении сохраняет гласную и :

ключи к – ключи ка, пальчи к – пальчи ка;

суффикс -ек теряет гласную е :

краеше к – краешка, молоточе к – молоточка;

б) сочетание -ичк -пишется в словах, образованных от слов с основой на -иц :

лестница – лестни чка, пуговица – пугови чка;

во всех остальных случаях пишется -ечк -:

Зоя – Зое чка, Ваня – Ване чка,

пешка – пеше чка, время – време чко;

в) сочетание -инк -пишется в существительных, образованных от слов с основой на -ин :

впадина – впади нка, завалина – завали нка;

-енк -пишется в существительных, образованных от слов на -на и -ня :

вишня – више нка, сосна – сосе нка;

г) суффикс -чик со значением лица пишется после д, т, з, с, ж :

объездчик , переплётчик , перебежчик ;

в остальных случаях пишется -щик :

бакенщик , фонарщик , каменщик ;

Обратите внимание: сочетание нч и нщ всегда без ь :

барабанщ ик, кабанч ик, сарафанч ик.