Домой / Сайдинг / Томас мальтус труды. Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р. Теория народонаселения и проблема оплаты труда

Томас мальтус труды. Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р. Теория народонаселения и проблема оплаты труда

(1766-1834) - видный представитель экономической мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т.Мальтус в семье помещика. Он закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность. С 1797 по 1801 год был викарием в Суррее.

С 1805 года Т.Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности священника. Через 10 лет вышло в свет другое произведение Т.Мальтуса - "Исследование о природе и возрастании земельной ренты". В этой работе автор попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

Способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической;

Рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т.Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами,

Т.Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор "Опыта" и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т.Мальтус видел в следующем:

Ресурсы Земли ограничены;

Из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т.Мальтуса повторяет воззрения Д.Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве.

В кейнсианстве используется это положение теории Мальтуса при решении вопросов реализации и мер поддержания "эффективного спроса" для регулирования экономики.

Мальтус признает существование общих и частных кризисов, считая их временными явлениями.

Взгляды Мальтуса критиковали сторонники марксизма. Кроме того, сама жизнь опровергла прогнозы о том, что из-за перенаселения бедность может оказаться уделом всего человечества.

Мальтус попытался определить и причину войн, к которой он относил «недостаток места и продовольствия». Он первым употребил выражение «борьба за существование», которое было затем использовано Ч. Дарвиным.

Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и даже высказывался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей больше шести.

Мальтус обосновал закон убывающего плодородия почвы. Между тем это утверждение было верным лишь отчасти, так как не учитывало влияние научно-технического прогресса, последующих вложений капитала в землю.

Все это, однако, не означает, что Мальтус был не прав во всем. Если бедность в странах Европы к концу двадцатого века изжита, то в странах Африки, Азии проблема, поставленная Мальтусом, существует и поныне. По этому поводу современная экономическая наука не может дать иных рецептов, кроме того, что необходимо планировать семью, сообразно с возможностью прокормить ее.

Теория Мальтуса, установившая жесткую зависимость роста населения от продовольственных ресурсов общества, помогла обосновать теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу, мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества: она обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Мальтус утверждал, что заработная плата всегда будет определяться прожиточным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, «неумеренная склонность к размножению» приведет к росту населения, предложение труда увеличится, и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса. Естественно, в рамках своей концепции, Мальтус не мог предложить рабочим для улучшения своего положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка улучшить условия жизни будет «сметена неодолимой людской массой», Мальтус выступал против «Законов о бедных» и повышения заработной платы, и здесь его аргументация полностью совпадает с аргументацией Д.Рикардо. «Законы о бедных», по мнению этих экономистов, делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кроме того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Другими словами, по мнению как Мальтуса, так и Рикардо, «Законы о бедных» содействовали уменьшению благосостояния тех классов, которые живут исключительно своим трудом.

Мальтус против Сэя

В 1820 году вышел трактат Мальтуса «Принципы политической экономии». В 7 главе этой книги Мальтус оспаривает закон Сэя. В основе аргументации - не недопотребление, а перенакопление.

Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. Последние предполагают обилие пищи. Законы накопления - обильный денежный спрос. Для соблюдения пропорции между ростом спроса и ростом инвестиций Мальтус считал необходимым и возможное увеличение класса мелких земельных собственников, развитие внешней и внутренней торговли, наличие обширного класса непроизводительных потребителей. Особое значение придавалось земельной аристократии, так как из трех видов дохода (по Смиту) именно земельная рента должна была компенсировать падение спроса на товарном рынке из - за заработной платы рабочих. Снижению спроса способствует и прибыль, которая в большей мере идет на накопление, сужая потребление капиталистов. Однако аргументы Мальтуса были весьма недостаточны.

Девятнадцатый век подарил человечеству новую науку - экономику, апологетом которой был Адам Смит, основавший теоретический фундамент для динамичных экономических и социальных изменений. Социально-экономические преобразования стали движущей силой прогресса цивилизации, и это отлично показал в своих научных трудах Томас Мальтус, который стал одним из «возмутителей спокойствия» в мире зарождающейся экономической теории того времени. Его работы заложили основу для многих исследований двадцатого века, и не только в области экономики. Труды этого учёного стали идеей, на которую и сейчас опираются разработчики некоторых программ экономического и социального развития в разных странах мира.

Биография

Биография Томаса Мальтуса напрямую связана с периодом великих революционных преобразований Европы. Он родился в эпоху борьбы со старым социальным укладом, на стыке двух экономических формаций - феодализма и зарождения буржуазной демократии. Это было непростое время, когда новые экономические отношения начинали проявляться в реальности, сметая устои общества, меняя взгляды и образ действий. Старый мир не сдавался, что порождало кризисы, неизбежно приводившие к насилию в обществе.

Томас Мальтус (1766-1834) был вторым сыном богатого помещика, последователя революционных идей просвещения. Дэниел Мальтус, поклонник Дэвида Юма и Жан Жака Руссо, с которым общался лично, считал образование сына очень важным делом. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую судьбу будущего выдающегося теоретика экономической науки, которому не был чужд и путь духовного развития. Впрочем, по традиции семьи и общества, младший сын обязан был посвятить себя церкви и сделать духовную карьеру.

Образование и научные исследования

Мальтус получил высшее образование в Кембридже, изучая математику и риторику, латынь и греческий в Джизус-колледже, где впоследствии некоторое время был адъюнкт-профессором и членом совета. Ну а в дальнейшем получил духовный сан пастора англиканской церкви и служил в Олбери, небольшом городке графства Суррей. Он активно путешествовал по всей Европе, прежде всего по Франции и Германии. В 1807 году стал профессором политической экономии и истории в колледже Хейлибери Ост-индской компании в графстве Хардфордшир, должность, которую он занимал до самой своей смерти.

Жизнь и достижения

В течение всей жизни ученый жил очень скромно, стараясь все свои усилия посвятить научным исследованиям. Несмотря на то что его избрали членом Королевского общества, а это до сих пор очень почетное в мире звание, и одновременно членом Французской Академии, он отказывался от высоких должностей, которые предлагало ему правительство страны. Он игнорировал и церковную карьеру, хотя и на поприще духовном снискал определенный авторитет. Ему предлагалась должность викария Эффингема в Суррее.

Томас Мальтус стал одним из основоположников Лондонского, а впоследствии Королевского статистического общества и основал Клуб политической экономии.

Ученый был счастливо женат, стал отцом троих детей.

Главная работа всей жизни Т. Мальтуса

Экономические взгляды Томаса Мальтуса формировались в отчаянных спорах с отцом. Его знаменитая работа «Опыт о законе народонаселения» рождалась при обсуждении идей У. Годвина и маркиза де Кондорсе. Этот научный труд был опубликован в 1768 году. «Опыт о законе народонаселения» Томаса Мальтуса был встречен весьма негативно. Первоначально ученый делал свои выводы, основываясь на ошибочной статистике роста народонаселения Северной Америки. Хотя в этой части планеты основой для роста населения стала эмиграция из стран Европы, а не естественное воспроизводство. Некоторые выводы ученый делал, вовсе не опираясь на статистические данные. Впоследствии Томас Мальтус учел свои ошибки, много путешествовал по Европе, чтобы получить как можно больше серьезных данных для своих исследований. Поэтому последовали новые публикации его работы, где уже была дана информация, более приближенная к реальности.

В то время была принята так называемая «оптимистическая» экономическая концепция. Согласно которой, рост народонаселения считался благоприятным фактором для развития экономики, символизировал силу и высокую степень развития государства. Эта теория господствовала еще со времен античности. Предполагалось, что благосостояние населения напрямую связано с его ростом. Это активно утверждали как меркантилисты, так и физиократы. В целом предполагалось следующие: экономический и технический прогресс будет обеспечивать население на каждом этапе его развития достаточным количеством продовольственных ресурсов.

Революционные идеи Т. Мальтуса

Томас Мальтус и его теория разрушали эти благостные представления. В своей работе он доказывал, что рост населения значительно превышает восстановление и преумножение продовольственных ресурсов. Он показал, что существует корреляция между этими двумя показателями. На воспроизводство народонаселения напрямую влияет его способность прокормить себя. Именно эта взаимозависимость и есть причина бедности народов, а не государственный строй или неравномерное распределение ресурсов среди разных слоев общества.

Таким образом, он утверждал, что рост населения вовсе не способствует благоприятному развитию государства.

Ученый не был экономистом по образованию, однако, ему удалось бросить вызов существовавшей теории политической экономии, затронуть и даже в большой степени опровергнуть ее базовые принципы и, прежде всего, постулат о невмешательстве государства в экономику.

Теория народонаселения Т. Мальтуса

Закон Томаса Мальтуса состоял из двух утверждений. Первое касается характера роста населения, которое в теории удваивается каждые 25 лет. В реальности это вовсе не означало, что население должно расти именно в таком темпе, однако сама тенденция имеет место быть. По сути, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т. д., как считал Томас Мальтус.

Второе утверждение гласит о том, что рост производства продуктов питания увеличивается всего лишь в арифметической прогрессии - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.

Именно такое несоответствие между этими двумя показателями и порождает все проблемы человечества - бедность, войны, эпидемии. Поскольку происходит то, что и должно происходить по объективному закону природы: саморегуляция численности популяции. В конце концов, рост населения подходит к некоему пределу, после чего начинает сдерживаться возникающими в человеческом обществе объективными проблемами: голодом, войнами, болезнями.

Какое решение предложил Т. Мальтус?

Томас Роберт Мальтус считал, что не может быть идеального общественного строя, в котором царит общее процветание, под ним он понимал именно достаток материальный. Потому что всегда есть угроза перенаселения и нехватки ресурсов для удовлетворения основных потребностей людей. Тем не менее с развитием цивилизации люди будут способны эффективно противостоять этой угрозе.

Ученый утверждал, что общество должно нести моральную ответственность, рост народонаселения должен быть контролируемым, а люди - проявлять сдержанность, воздерживаться от брака и рождения «лишних» детей. Практику использования контроля над рождаемостью методами контрацепции священник англиканской церкви, конечно, рассматривал как метод недостойный и противоречащий морали.

Теория и практика закона Т. Мальтуса

Проверка теории Томаса Мальтуса на практике, однако, получила негативные результаты. Мальтус ошибочно предположил, что воспроизводство населения связано исключительно с функцией либидо.

Однако, на деле причины увеличения численности населения намного сложнее. Часто это зависит от многих факторов, не только лишь сила убеждения или личные предпочтения имеют здесь серьезное значение. Его прогноз об увеличении численности населения в геометрической прогрессии не выдержал проверки временем.

Вторая часть теории основывается на постепенном снижении доходов от пахотных земель. Хотя она была сформулирована Тюрго в 1768 году, всё же смутно присутствует и в заявлениях Томаса Мальтуса. В переработанном виде эта теория называется законом убывающей производительности земли.

Сравнивая ряд чисел, предложенных Мальтусом, относительно воспроизводства продуктов питания, можно заметить, что предполагаемые темпы роста по арифметической прогрессии тоже весьма спорны. Поскольку такая статистика будет верна только в теории. На практике же не учитываются условия технологического прогресса. И закон Мальтуса здесь будет верен лишь в том случае, если условия для управления земельными ресурсами не меняются.

Положительное влияние закона Т. Мальтуса

Иными словами, учение Томаса Мальтуса полностью на практике не работает. Первый аргумент неверен, второе утверждение правильно только в теоретических статистических выкладках. Тем не менее закон оказал большое влияние на развитие самой науки экономики и оказал серьезное влияние на формирование в более общем плане экономической и социологической теории в последующие века. Экономисты начали проводить исследования по изменению численности населения, пытаясь выделить определенные закономерности, что привели к созданию новой науки - демографии.

Теория народонаселения и проблема оплаты труда

Теория народонаселения Томаса Мальтуса серьезно повлияла на развитие той области классической экономики, что связана с проблемой распределения доходов и оплаты труда. Она стала основой для теории заработной платы и теории земельной ренты, предложенной позже Рикардо. Демографическая теория Мальтуса была использована для трактовки существующих различий в доходах разных слоев населения.

Сегодня постулаты теории Мальтуса можно считать неэтичными. Поскольку она оправдывает страдания рабочего класса, создавая у буржуазии ложную уверенность в том, что бедность является неизбежной необходимостью. А борьба с бедностью является бессмысленной и неэффективной. Равное распределение национального дохода между разными социальными слоями общества увеличивает темпы воспроизводства населения и приведёт в конечном итоге к тому, что последующие поколения столкнутся с угрозой существования человеческого вида вообще. Этот тезис был позднее оспорен гуманистами.

Размер заработной платы и прожиточный минимум

Мальтус, однако, в своей работе пошел дальше. Он предложил отвергнуть существовавшие в то время программы помощи бедным в Англии, так называемые законы о бедных. Он выступил за отмену пособия для обедневших слоев населения. Страдания людей Мальтус считал естественными, это судьба человечества. Положение класса трудящихся нельзя облегчить по его теории. Возможно, именно поэтому классическая экономика девятнадцатого века была равнодушна к проблемам социальной политики.

Томас Мальтус считал, что размер заработной платы будет всегда определяться прожиточным минимумом для рабочего класса. Иными словами, самым минимальным уровнем, который необходим только для поддержки существования физического тела. Согласно его постулату, если заработная плата в какой-то момент превысит прожиточный минимум, то благодаря улучшению условий жизни начнется и рост населения. Это, в свою очередь, увеличило бы цены на продукты питания и снизило реальную стоимость заработной платы. Он обрисовал некий «порочный круг», из которого якобы нет выхода.

Биология и теория народонаселения

Нельзя не заметить, что Мальтус был чрезвычайно разносторонним ученым. Излагая свои идеи, он использовал помимо экономических, концепции самого разного рода - от натурфилософских до религиозных. Томас Роберт Мальтус вклад в биологию

Обосновывая свою теорию народонаселения, он обращается к биологическим законам. Речь идет о некой концепции воспроизводства популяций растений и животных, которую он сформулировал со своей точки зрения. Ученый считал, что стремление живых существ размножаться быстрее, чем это возможно, в условиях с ограниченными пищевыми ресурсами приводит к катастрофе. Причем, как считал Мальтус, животные не в состоянии контролировать свой инстинкт размножения, в отличие от человека.

Еще одна идея, высказанная им, это теория неизменно убывающего плодородия почв. Согласно которому человечеству приходится постоянно увеличивать как производительность, так и площадь сельскохозяйственных угодий. Однако этот ресурс небезграничен, поэтому рано или поздно придется столкнуться с проблемами нехватки земель, пригодных для выращивания продуктов питания.

Идеи Т. Мальтуса породили цепную реакцию в научном мире

Эти идеи оказали достаточно сильное впечатление на Чарльза Дарвина, по собственному его признанию. И способствовали опосредованно созданию его теории. Можно констатировать, что Томас Роберт Мальтус вклад в биологию сделал довольно-таки существенный.

В целом влияние научных работ Томаса Мальтуса на умы выдающихся ученых и теоретиков оказалось весьма значительным, несмотря на вполне заметные издержки его теории народонаселения. В том числе и на Карла Маркса.

Сегодня неомальтузианцы воплощают теорию своего учителя в виде движения контроля рождаемости. Примером может служить программа планирования семьи, которую продвигают известные международные организации. Неоконсерваторы же и вовсе провозгласили теорию перенаселения планеты своим основополагающим принципом для построения нового мирового порядка. Они считают, что Земля в состоянии прокормить и дать хорошие условия для существования лишь весьма малому проценту от нынешнего 7-миллиардного населения планеты.

Сбежал в Англию из-за гонений, отец Мальтуса нашёл ему временное жильё».

Лайонел Роббинс, История экономической мысли: лекции в Лондонской школе экономики, М., Изд-во института Гайдара, 2013 г., с. 239.

В 1798 году анонимно опубликовал трактат: Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей / An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers.

В его время считалось, что рост народонаселения – благо, поскольку увеличивает мощь государства.

Томас Мальтус предложил противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, ибо рост этот идёт быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием.

«Томас Роберт Мальтус показал в «Очерке о принципах народонаселения» (1798 г.), что усилия по улучшению жизни беднейших слоев населения из-за этого закона обречены на неудачу. В то время как средства существования могут прирастать постоянно в арифметической прогрессии (то есть как ряд 3, 6, 9, 12...), всё произведённое потребляется большим народонаселением, которое увеличивается в геометрической прогрессии (то есть как ряд 3, 9, 27, 81...). Если бы не войны, болезни, засухи и - рекомендованное им - «моральное самоограничение», под которым он подразумевал целомудрие до брака и поздний брак, то население всегда бы возрастало быстрее, чем объём производимых продуктов питания. […]

Очерк Мальтуса оказал сильное влияние на мышление Чарлза Дарвина и Альфреда Уоллеса , каждый из которых независимо разработал теорию эволюции. Именно у Мальтуса Дарвин подсмотрел выражение «борьба за выживание». Обсуждая плодовитость природы в «Происхождении видов» (1859 г.), Дарвин писал: «Поскольку на свет появляется больше особей, чем может выжить, в каждом случае происходит борьба за выживание или особи одного вида с другой, или между особями разных видов, или с физическими условиями существования. Происходит это в соответствии с многократно усиленной доктриной Мальтуса, приложенной к животному и растительному миру, поскольку в данном случае отсутствуют и искусственное увеличение массы пищи, и расчетливое воздержание от брака. Хотя количество некоторых особей может увеличиваться более-менее быстро, со всеми этого произойти не может, поскольку мир не вместит их».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с.180-182.

«Если низшие классы будут, погрязая в невежестве и пороках, размножаться так же быстро, то просвещённые классы, несмотря на всю их христианскую любовь к ближнему, ничего поделать не смогут».

И через несколько страниц:

«Какое право на жизнь имеет человек, родители которого не имеют капитала, необходимого для обеспечения его существования? Такой человек может рассчитывать только на милость».

1766-1834 гг.) - английский экономист. Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования - лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. Мальтус связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением роста населения (регламентация браков, регулирование рождаемости), а также с "естественным" регулированием численности последнего посредством голода, эпидемий, войн и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мальтус, Томас

(17 февр. 1766 – 23 дек. 1834) – англ. экономист, идеолог землевладельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, священник англиканской церкви. Род. в семье помещика. С 1805 до конца жизни – проф. истории и политич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда. Осн. работа М. "Опыт о законе народонаселения..." ("An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society", 1798, первое издание – анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремившийся оправдать бурж. строй и доказать, что причина бедствий народа заключается не в социальных отношениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. "естественному закону", население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования – в арифметической, в результате чего неизбежно наступает "абсолютное перенаселение". Причины бедствий трудящихся М. видел в "легкомысленных привычках" рабочего класса, якобы "неразумно" размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал "позитивными факторами", оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь "обосновать" тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссылался на т.н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". М. выступал против правительств. помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему "перенаселения". Учение М. оказало значит. влияние на принятие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение. Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же время подверглась резкой критике со стороны прогрессивных мыслителей различных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. "Мальтус и его противники", в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. "Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой теории", в кн.: Избр. эконом. произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. "Очерки из истории труда", в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20, 1950, с. 562–77), К. Тимирязев (см. "Точно ли человечеству грозит близкая гибель", в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283–317) и др. Антинауч. реакц. характер теории М. был разоблачен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ. строю свойственны особые, имеющие историч. характер, законы населения. Маркс указывал на эпигонский характер теории М. (см. "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о "глубокой низости мысли", о "плагиаторстве" М. и считал, что "ненависть английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; народ верным инстинктом почувствовал, что против него выступает здесь не ч е л о в е к н а у к и, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыдный сикофант" (там же, с. 110, 113). Теория М. получила широкое распространение в реакц. бурж. социологии (см. Неомальтузианство). Соч.: An investigation of the cause of the present high price of provisions, L., 1800; Observations on the effects of the corn laws, L., 1814; Principles of political economy considered with a view to their practical application, L., 1820; Definitions in political economy, L., 1827; A summary view of the principle of population, L., 1830. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, M., 1955; его же, Теория прибавочной стоимости, ч. 2, М., 1957; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Водовозов Н. В., Р. М., его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1895; Бибиков П. ?., Жизнь и труды М. (предисловие к кн.: Мальтус, Опыт о законе народонаселения..., т. 1, СПБ, 1868); Попов А. Я., Совр. мальтузианство – человеконенавистнич. идеология империалистов, [М. ], 1953; Рикардо Д., Статьи по аграрному вопросу и критические замечания к книге М., Соч., т. 3, М., 1955; Кастро Ж. де, География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать?, М., 1959; Bonar J., Malthus and his work, , L., ; Vogt W., Road to survival, ?. ?., 1948; Stassart J., Malthus et la population, , 1957; W?rgler H., Malthus als Kritiker der Klassik, Winterthur, 1957 (Diss.). Л. Баграмов. Москва.

Выдающимся представителем классической политической экономии в Англии был Томас Мальтус (1766-1834). Он родился в дворянской семье, но как младший сын не мог рассчитывать на наследство и поэтому ему была уготована духовная карьера. После окончания колледжа при Кембриджском университете работал сельским священником, а с 1793 года после получения богословского степени одновременно и преподавателем этого колледжа. Там проявился его интерес к философии и политэкономии

Творчество этого незаурядного исследователя относится к первой четверти XIX в., но результаты Его научных изысканий имеют ценность и для современной экономической науки.

Первая работа Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" (1798), где он изложил некоторые свои взгляды на закономерности и взаимозависимости экономического и демографического процессов - была опубликованная им анонимно. Она вызвала бурную, в основном негативную реакцию, подвергалась нападкам со стороны многих ученых, политиков, общественных деятелей. В частности, современник Мальтуса писатель Томас Карлейль. прочитав ее, назвал экономику "мрачной наукой". Для улучшения своего труда Мальтус в 1799-1802 годах совершил поездку по странам Европы, а через некоторое время (в 1803 году) подготовил второе, исправленное издание своей книги, на этот раз под своим именем. За его жизнь было совершено еще несколько переизданий этой пращей, которая из небольшого памфлета превратилась в немалый трактат, а его автора превратила в одиозную личность.

Кроме "Опыта", который сделал его автора известным и даже знаменитым, Т. Мальтус написал еще несколько значительных трудов, среди которых нужно выделить "Исследование о природе и рост земельной ренты" (1815), "Теоретические основы политики ограничения ввоза иностранного хлеба" (1815), "Понятие политической экономии" (1827). Однако главной работой ученого стали "Принципы политической экономии, рассмотренные в плане их применения" (1820). Современники считали Мальтуса выдающимся экономистом за его исследования многих основополагающих проблем экономической теории. Однако в истории экономической мысли он вошел прежде всего как автор теории народонаселения.

Работа "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества" была посвящена критике утопических теорий социалиста Годвина и одного из идеологов французской буржуазной революции Кондорсе, в которых доказывалась возможность построения общества идеальной ровности при условии государственного вмешательства в сферу распределения общественных доходов.

Мальтус рассматривает общественное развитие во взаимодействии и взаимозависимости экономических и природных факторов. К природным факторам он относит и народонаселения, влияние которого на стабильность общественного развития и рассматривается в его работе. Теория народонаселения опровергала представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства и регулирующего вмешательства государства, а также создала предпосылки для разработки ряда экономических и социальных доктрин основатели классической экономической теории (Петти, Смит) в росте трудоспособного населении видели предпосылку богатства страны. Мальтус не отрицает, что многочисленное население - одно из условий богатства, но при этом видит и обратную сторону роста численности населения.

Он исходил из следующих основных положений:

1) общество находится в равновесном состоянии, когда производит достаточное количество продовольствия для потребления соответствующей численности населения;

2) в случае нарушения этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесному состоянию;

3) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;

4) существует закон народонаселения, по которому и население, и продовольствие при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения выше, чем скорость роста продуктов питания.

в Частности, при благоприятных обстоятельствах населения будет расти в геометрической прогрессии (1, 2,4,8,16, 32,64 и т.д.), а производство продовольствия - в арифметической (1,2,3,4, 5,6, 7,8 и т.д.). Из этого следует, что если население удваивается каждые 20-25 лет, то производство продуктов питания за этот же период возрастает всего на 20-25%. В результате через два столетия количество населения будет співвідноситись к средствам существования как 256 к 9, через три столетия - как 4096 к С.

Именно в перенаселении английский пастор усматривал основную причину роста разврата, болезней, нищеты, голода и безработицы и других бед общества. "из-За перенаселения, - писал Мальтус, - бедность может стать жалким и горькой судьбой всего человечества". Поэтому эта книга является анализом того, как достичь желаемого равновесия между населением и производством достаточного количества продуктов питания.

Мальтус соглашался со Смитом, что рост богатства может происходить неограниченно, однако подчеркивал, что тормозом этого процесса может стать более быстрый рост населения. Он не возражал против роста населения, но предлагал "установить между населением и продовольствием такое отношение, которое бы не вызвало борьбы между ними". То есть он доказывает, что прирост населения саморегулируется прежде всего ограниченностью средств существования. Как только количество этих средств растет, увеличивается и население, если этому возрастанию не будут препятствовать чрезвычайные обстоятельства. Необычайными он считает моральные преграды, пороки и несчастья, которые не имеют объективно-экономической природы, но которые, в свою очередь, могут быть следствием чрезмерного роста населения. Речь идет о достижении состояния экономического равновесия общества.

Именно методы и способы достижения экономического равновесия и определили суть его закона народонаселения. В его основу были положены две составляющие:

Биологическая способность человека к продолжению рода, которую считал естественным инстинктом;

Действие закон убывающей плодородия земли.

Мальтус отмечал, что природная страсть к быстрому размножению наталкивалась на действие закона убывающей плодородия земли и, как следствие, к ограниченности ресурсов для производства предметов потребления. Этим объясняется бедность и страдания народа. Поэтому для сохранения равновесия необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось. В примитивных обществах это достигалось через болезни, голод и войны, а в рыночном обществе - через регулирование заработной платы и "моральное сдерживание" рождаемости. Регулирование заработной платы происходит автоматически в том смысле, что чрезмерный рост населения снижает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующем поколении. Наоборот, рост заработной платы приводит к росту населения и тем самым - к росту бедности следующего поколения. В частности, богатый урожай повлечет следующий голод: "изобилие, поощряя браки, порождает избыток в населении, потребности которого уже не могут довольствоваться урожаем обычного года."

Мальтус считал, что человек, который не способен прокормить семью, должна отложить свой брак, а если такая готовность не наступит никогда - вообще отказаться от него. Он часто повторял, что попытки побороть нищету с помощью государственных субсидий или частной благотворительности, могут только помешать каждому самому заботиться о себе. Никто из способных к труду не масс "права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом". При этом бедный человек не может посягать на собственность богатых, ведь частная собственность необходима для роста производства потребительских товаров и тем самым для улучшения положения бедных.

Британский ученый осуждал разделение общества на очень богатых и очень бедных, однако понимал, что и социальное равенство людей невозможна. Поэтому основой роста населения без бедности считал роста производства и "среднего класса", который должен стать основой общества. "Не чрезмерные роскоши небольшого количества людей, а умеренные роскоши всех классов общества, - подчеркивал Мальтус, - составляют богатство и благосостояние народа". Вместе с тем, по мнению Мальтуса, в обществе должна быть умеренная социальное неравенство. "Если отнять у человека надежду на повышение и опасность снижения, то не было бы тех усердия и рвения, которые заставляют каждого человека улучшать свое положение и которые являются главным двигателем общественного благосостояния", - резонно отмечал ученый.

Подытоживая, отметим, что идеи Мальтуса в принципе справедливы и актуальны. Научное предвидение британца впоследствии подтвердились, хотя, к счастью, его мрачные прогнозы не оправдались. Это объясняется игнорированием Мальтусом научно-технического прогресса, который оказался способным значительно повысить производительность труда, в частности в сельском хозяйстве.

Такая система взглядов на народонаселение получила в экономической науке название мальтузіанства. Современных сторонников теории народонаселения Мальтуса называют неомальтузіанцями.

Теория народонаселения породила справедливые обвинения в пессимизме, но для Мальтуса она стала основой обстоятельного исследования различных взаимосвязанных экономических проблем.

Важное значение в экономической системе Т. Мальтуса занимала теория заработной платы, которая вытекала из его закона народонаселения. Зарплату он определял минимальной стоимостью средств Существования рабочего. Но ученый отмечал, что этот минимум в разных странах существенно отличается. В Англии основу питания рабочих составляет пшеница, а я Ирландии - картофель, - приводит пример Мальтус. - Поскольку рыночная цена пшеницы выше рыночной цены картофеля, то и заработная плата английского рабочего выше, чем ирландского, результатом чего является "ирландские лачуги и лохмотья".

Мальтус особенно отличает не номинальную, а реальную заработную плату, которую он определял цене продовольствия. Поэтому считал, что бедность не удастся преодолеть денежной помощью, поскольку нехватка определенного товара приведет к повышенной цены на него. Когда чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то совершенно все равно, какую денежную помощь будут получать низшие классы - "два шиллинга или пять".

Мальтус Выступал против закона о помощи бедным, поскольку это приводит к уравниловке в доходах: "Равенство не создает достаточно сильного мотива к труду и не способствует победе над природными ленью... Неизбежна бедность, к которой очень быстро должно привести любая система равенства..." - не без оснований утверждал англичанин. Из этого следует, что лишь минимальный уровень заработной платы обеспечит оптимальную пропорцию между ростом населения и увеличением производства предметов потребления. В этом и заключается суть закона заработной платы Т. Мальтуса, Поэтому заработная плата в обществе не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

Наиболее плодотворным в теоретической наследии английского пастора была теория издержек производства. С дуалистической трактовки стоимости Смита Мальтус отвергает тезис великого шотландца о том, что стоимость создается лишь трудом, а пристает к другой тезисы своего учителя - величина стоимости товара определяется издержками его производства. Именно на этом утверждении и построена теория издержек производства Мальтуса, которую впоследствии положительно восприняли большинство западных экономистов. Среди ее сторонников был и выдающийся британский экономист XX века. Дж. М. Кейнс.

Достаточно противоречивым, исходя из теории издержек производства, стало трактовки Мальтусом прибыли, который он определял как избыток стоимости над потерями производства, который возникает не в производстве, как утверждали Смит и Рикардо, а в обороте-при реализации товаров по ценам, превышающим издержки производства. Такой своеобразный и весьма сомнительный подход привел Мальтуса к необходимости формулировать собственную теорию реализации. ведь необходимо было объяснять проблему полной реализации произведенного продукта, которая не возможна при такой трактовке прибыли.

Ученый рассуждал, что наемные рабочие вследствие низкой заработной платы не в состоянии закупить все произведенные товары, поэтому к их реализации должны иметь отношение другие группы населения. Большое количество продукции потребляют сами капиталисты, но размеры непроизводительного потребления ограничены стремлением капиталиста к накоплению, расширение производства. Проблему реализации избытке, по мнению Мальтуса, решает росте непроизводительного потребления так называемых "третьих лиц", к которым он относит потребителей, не участвующих в производстве товаров, но получают доходы, например, землевладельцев и их прислужников, торговцев, офицеров, попов и тому подобное. Самое непродуктивное потребление невиробляючими классами в обществе, по его мнению, является основой обеспечения спроса и стабильности экономического развития.

Только при таком условии будет выкуплен весь продукт, в котором воплощен прибыль. Эта сомнительная и плохо обоснована тезис неожиданно привела Мальтуса до гениального утверждения, оцененного значительно позже Кейнсом. Он утверждал, опять же отрицая Смита, что существует еще одна граница роста капитала (первой чертой, напомним, рассматривался перенаселения страны) - недостаточный спрос на товары. "Капитализировать доход тогда, когда нет достаточного спроса на продукты, - - писал Мальтус, - так же нелепо, как нелепо поощрять браки и размножение населения, когда нет спроса на рабочие руки и фонда для прокорма нового населения".

Этим утверждением Мальтус подверг сомнению казалось бы неоспоримое тезис своих предшественников и современников, создателей классической политической экономии, что источником роста богатства является бережливость, а производство всегда должно превышать потребление. В целом соглашаясь с этими выводами, он отмечал, что чрезмерная бережливость подрывает стимулы к производству: "Если бы каждый довольствовался простой пищей, самым скромным одеждой и жильем, то, очевидно, и не существовало бы никаких других видов пищи, одежды и жилья...".

В современной экономической литературе Мальтуса называют ученым, который на века раньше Кейнса открыл закон эффективного спроса, опираясь на определение ограниченности ресурсов в обществе. "Если бы Мальтус, а не Рикардо, был основоположником политической экономии XIX века,- писал сам Кейнс,- насколько мудрее и богаче был бы сейчас мир".

Выдающимся стал также вклад Мальтуса в формировании закон убывающей отдачи ресурсов, который относится к триаде фундаментальных экономических законов, куда еще относят закон спроса и предложения и закон убывающей полезности. Его суть заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из производственных ресурсов - капитала, труда или земли - при неизменном количестве других с определенного момента приводит к уменьшению прироста произведенного продукта.

Действие этого закона он ярко проиллюстрировал, анализируя плодородие почв, в частности в работе "Исследование о природе и рост ренты". Этот анализ дал основания сформулировать закон падения плодородия почв. Суть его заключается в том, что основой производства продуктов потребления является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку существует ограниченность земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы, то под давлением растущего народонаселения до обращения включаются земли с низким уровнем отдачи. Расходы же капиталов на возделывание таких земель в менее продуктивные, а последовательные дополнительные затраты капитала ведут к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение их производительности. Следовательно, производительность труда в сельском хозяйстве имеет не только физическую, как следствие заложенного в земле потенциала, а также и экономическую границу, что приводит к росту цен на сельскохозяйственную продукцию.

В результате образуется разница в доходах на землях неодинаковой плодородия, которая стала основой земельной ренты. Особое внимание Мальтус уделяет анализу дифференциальная ренты, которая, по мнению ученого, возникает в связи с переходом к обработке худших земель, который является следствием роста народонаселения. Исследуя природу ренты, ученый понимает, что она возникает также в результате экономической деятельности, то есть дополнительных вложений капиталов с целью искусственного улучшения качества почв (речь идет о дифференциальную ренту ). Однако эффективность использования капиталов в земледелии также имеет свой предел, поскольку согласно закону убывающей отдачи ресурсов, всякое последующее вложение капитала дает меньшую отдачу, чем предыдущее, прирост плодородия почв относительно прироста инвестиций снижается.

Закон убывающей отдачи показывает, что возрастающая отдача ресурсов, то есть увеличение их полезного эффекта, возможна только при условии их качественного улучшения и роста эффективности применения. Впрочем, этот вывод сделали последователи Мальтуса уже значительно позже.