Домой / Профнастил / Информатизация общества, тенденции ее развития. Информатизация и информационное общество В чем заключается процесс информатизации общества

Информатизация общества, тенденции ее развития. Информатизация и информационное общество В чем заключается процесс информатизации общества

Лекция. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

1. Информатизация общества. Информационные ресурсы и технологии

2. Понятие «информатика»

3. Информатика и информационная культура

4. Структура информатики и её связь с другими науками

Информатизация общества. Информационные ресурсы и технологии

Особенностью современного этапа развития общества является переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, называют информатизацией.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Неизбежность информатизации обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. Для нормального функционирования организации любого масштаба уже недостаточно только традиционных для индустриального общества ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, энергетических), необходимо знать, как наиболее эффективно эти ресурсы использовать, иметь информацию о технологиях. Поэтому существенным ресурсом стала информация. Информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория, важнейший стратегический ресурс общества.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

В общем случае под информационными ресурсами понимают весь имеющийся в информационной системе объем информации, отчужденной от ее создателей и предназначенной для общественного использования.

Основной особенностью информационных ресурсов является то, что в отличие от других видов ресурсов (материальных, природных и др.) они практически неисчерпаемы; по мере развития общества и роста потребления информации их запасы не убывают, а растут.

Эта специфика информационных ресурсов хорошо иллюстрируется следующим высказыванием: «Если у вас есть по яблоку и вы обменяетесь ими, у вас опять будет по яблоку, но если у вас есть по идее и вы обменяетесь ими, то у каждого их будет по две». Более того, в процессе применения информационные ресурсы постоянно развиваются и совершенствуются, избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.

Выделяют пассивную и активную формы информационных ресурсов. К пассивной форме относятся книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т. п. Примерами активных форм служат: модель, алгоритм, проект, программа и т. п.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения задач социально-экономического развития. Основными направлениями государственной политики в этой области являются:

■ обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

■ формирование и защита информационных ресурсов;

■ создание и развитие федеральных и региональных информационных систем, и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;

■ создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

■ содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

■ формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

■ создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

■ развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации. Базовой технической составляющей процесса информатизации общества является компьютеризация.

Под компьютеризацией понимается развитие и внедрение технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Научным фундаментом процесса информатизации общества является информатика, призванная создавать новые информационные технологии и системы для решения задач информатизации. \

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - слово, учение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Основными компонентами материальных технологий являются: подготовка сырья и материалов, производство материального продукта, сбыт произведенных продуктов потребителям.

В информационной технологии в качестве исходного материала выступает информация. В качестве конечного продукта - также информация, но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. При этом основными компонентами информационных технологий служат: сбор данных (первичной информации), обработка данных, получение результатной информации и передача ее потребителю.

Выделяют несколько поколений информационных технологий: самую древнюю - «наскально-берестяную»;

■ «бумажную», связанную с изобретением печатного станка (середина XV века);

■ «безбумажную», или «электронную», относящуюся к появлению ЭВМ (середина XX века);

■ «новую информационную технологию», связанную с внедрением персональных ЭВМ и телекоммуникационных средств (с середины 80-х годов прошлого века).

Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) - технология, основанная на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных средств. 

В процессе информатизации общества происходит проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и связанные с принятием ответственных решений.

При этом уже сейчас информационные технологии оказывают решающее воздействие на многие сферы деятельности людей, человеческих коллективов и общество в целом. Однако указанное воздействие в некоторых случаях может иметь и негативный характер.

Во-первых, вычислительная техника все более широко внедряется в системы управления такими технологическими процессами, выход которых за регламентированные пределы грозит не только крупными авариями, но и крупномасштабными катастрофами (системы управления вооружением, атомными реакторами и т. п.). Отличительной особенностью таких систем управления является необходимость осуществления сложных видов обработки больших объемов информации в крайне ограниченные сроки. В силу этого сложность систем неуклонно растет, а гарантировать отсутствие ошибок в программном обеспечении, исчисляемом многими десятками миллионов машинных команд, практически невозможно. Помимо этого, возможны сбои или отказы аппаратуры, провокационные и диверсионные действия персонала, заражение компьютеров электронными вирусами и т. п. Нетрудно представить себе возможные последствия таких событий в системе военного назначения. Иными словами, в современных условиях надо защищать как системы обработки информации от воздействия внешней среды, так и среду от воздействия информации, находящейся в системах обработки. Должна быть обеспечена не только безопасность информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой в системах, но также и информационная безопасность окружающей среды, т. е. предупреждение негативного воздействия на окружающую среду, которое может иметь место в результате непредусмотренных (ошибочных или злоумышленных) видов обработки.

Во-вторых, массовое использование вычислительной техники в различных сферах деятельности резко увеличивает потенциальные возможности нарушения гражданских прав и свобод человека, поскольку в условиях повсеместного внедрения новых информационных технологий расширяются возможности ведения досье на людей, подслушивания телефонных разговоров, несанкционированного чтения электронной почты, контролирования вкладов, осуществления компьютерной слежки и т. п.

В-третьих, увеличивается опасность нарушения авторского права и права собственности, в первую очередь на программные продукты.

Во многих случаях программное обеспечение как отдельными пользователями, так и целыми организациями приобретается в результате незаконного копирования, т. е. хищения.

В-четвертых, информатизация может являться и источником социальной напряженности. Так, автоматизация производства ведет к полному изменению технологии, что влечет за собой смену номенклатуры профессий и сокращение численности персонала. При этом не все люди могут легко освоить новую специальность или найти новое место работы.

Заслуживает быть отмеченным и такой несколько необычный аспект, как опасность профанации искусства, поскольку широкие возможности современных ЭВМ позволяют существенно интенсифицировать процесс творчества, а интенсификация его сверх некоторой меры неизбежно скажется на качестве произведения. Кроме того, по мнению некоторых ученых, у руководителей и специалистов, длительное время и регулярно использующих вычислительную технику в процессе своей деятельности, атрофируются опыт и интуиция относительно важных своих функций.

Негативные аспекты информационных технологий необходимо учитывать при решении задач информатизации. Эти проблемы должны также стать предметом изучения современной информатики.

2. Понятие «информатика»

Различные представления и теории, связанные с информацией, ее видами, свойствами и т.д., трансформировались в «информатику» - науку, изучающую законы и методы накопления, передачи и обработки информации.

Термин «информатика» (франц. - «informatique») появился во французском языке в начале 1960-х годов и обозначил область автоматизированной переработки информации.

В 1970-е годы в англоязычной литературе наука о переработке информации на основе применения вычислительной техники получила название «Computer Science». To есть речь идет о науке, связанной со средствами вычислительной техники. В Англии и США под этим термином понимают науку о вычислительной технике и вычислениях, или вычислительную науку.

В представлении некоторых специалистов «информатика» трактуется как наука о законах и методах получения, измерения, накопления, хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. В состав информатики обычно включают три основные компоненты: технические, программные и алгоритмические (технологические) средства.

В первой половине 1980-х годов термин «информатика» пришел в ряд стран Восточной Европы. В России с 1990-х годов он означает крупную научную область, изучающую методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ.

Появление ЭВМ сыграло решающую роль в оформлении информатики как науки, но и сама ЭВМ, ее создание, функционирование и применение - тоже предмет изучения информатики. Практика показала, что использование ЭВМ резко повысило производительность труда на производстве и в науке, оказало сильное влияние на научно-технический прогресс. В то же время существует и обратное влияние - задачи науки и практики предъявляют конструкторам и разработчикам программ требования для создания новых, более высокопроизводительных ЭВМ, ориентированных на решение конкретных проблем.

Раннее употребляемый в русском языке термин «информатика», связанный с узкоконкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой с помощью научной литературы, в современных условиях приобретает более широкое значение - название комплексной научно-технической дисциплины, призванной создавать новые информационные технологии и средства для решения проблем информатизации в различных областях человеческой деятельности: производстве, управлении, науке, образовании, торговле, финансовой сфере, медицине и др.

Информатика - комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных и инженерных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики.

Совокупность мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу, и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" , информатизация – это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Несмотря на то что данный закон утратил силу в 2006 г. в связи с принятием нового закона , регулирующего отношения в инфосфере, данное определение информатизации является актуальным. В этом же законе дано определение информационных ресурсов: информационные ресурсы – это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". При этом в широком смысле под информационными ресурсами можно понимать и собственно информацию, как зафиксированную на материальных носителях, так и отраженную в общественном и индивидуальном сознании, и поддерживающую ее инфраструктуру.

Процесс информатизации общества носит глобальный характер и направлен на формирование единого информационного пространства (инфосферы ). Этот процесс сопровождается лавинообразным накоплением информационных ресурсов. В его основе лежит использование новых информационных технологий, и в первую очередь телекоммуникаций. Информатизация возникла из-за кардинального изменения роли информации, напрямую и опосредованно влияет на развитие науки, производительных сил и социальной сферы общества.

Процесс информатизации общества характеризуется следующими основными чертами:

  • глобальностью и масштабностью;
  • преемственностью;
  • высокими темпами;
  • децентрализацией, объективной независимостью и открытостью;
  • комплексностью;
  • неравномерностью.

Глобальность процесса информатизации проявляется в территориальной всеохватываемости и вовлечении в tuо сферу практически всего населения развитых стран. Масштабность этого процесса характеризуется внедрением новых информационных технологий во все виды человеческой жизнедеятельности. Информатизация играет, безусловно, интеграционную, созидательную роль и потенциально способствует созданию единого информационного пространства в планетарном масштабе.

Несмотря на новое системообразующее качество, порождаемое глобальностью и масштабностью информатизации, ее развитие носит эволюционный характер и опирается на ранее достигнутый уровень, обусловленный прежними темпами компьютеризации, накопленными информационными ресурсами, кадровым потенциалом и т.п. Несмотря на большую инерционность, такая преемственность обеспечивает эффективное использование накопленного опыта.

Процесс информатизации, если оценивать общемировую тенденцию, обладает высокими темпами развития. Постоянно углубляющийся глобальный характер процесса информатизации делает его объективно независимым и открытым, что накладывает особую ответственность на органы государственного управления в целом и общественные структуры. Централизованное управление этим процессом принципиально невозможно в условиях демократического общества. Вместе с тем для оптимального использования огромных материальных ресурсов, необходимых для развития информатизации, требуется тщательно выверенная государственная политика. Децентрализация развития информатизации исключает сугубо директивные попытки ее регулирования, но стимулирует рыночные рычаги ее стимулирования. Открытость этого процесса должна позволять использовать для нужд информатизации существующую информационную инфраструктуру в развитых областях применения информационных технологий (государственное управление, оборона, банковская и финансовая сферы, а также различные федеральные, ведомственные и региональные информационные системы и т.п.). Проблемы информатизации образования в силу своей сложности носят многоплановый и неоднозначный характер. Оценки этих проблем должны учитывать их влияние на общественное и личностное сознание, что впрямую связано с национальной и информационной безопасностью. Развитие и повышение уровня информатизации становится важнейшим национальным приоритетом, который должен найти адекватное отражение в государственной политике РФ.

Нынешний этап информатизации общества связан с повсеместным внедрением персональных компьютеров, в том числе и мобильных, компактных средств тиражирования и хранения информации, широким распространением телекоммуникаций, мобильной связи и Интернета, развитием социальных сетей. У каждого человека появляется возможность перехода к принципиально новой технологии индивидуальной работы, доступ к целому спектру различных информационных ресурсов. Персональная вычислительная техника и телекоммуникации формируют технико-технологическую основу информационного общества, постепенный переход к которому наиболее развитые страны начали с 1990-х гг.

Очевидно, что уровень жизни, достигнутый на предыдущих этапах развития общества, должен позволить населению осуществлять приобретение соответствующих средств информационных и коммуникационных технологий. Поэтому именно уровень жизни населения обусловливает неравномерность перехода к информационному обществу различными странами. Массовое внедрение новых технологий требует определенного уровня информационной культуры всех членов общества.

Информационная культура личности – это совокупность личностных качеств, характеризующих ее способности и потребности использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации, распространения и использования в профессиональной деятельности и с целью самосовершенствования с учетом уровня развития информационных и коммуникационных технологий и выполнения требований информационной безопасности, обеспечивающих эффективное и безопасное использование информационных ресурсов в интересах общества и личности. В решении проблемы обеспечения необходимого уровня информационной культуры государство обязано занимать более активную позицию. Оно должно организовывать и стимулировать информационную подготовку конечных пользователей, создание дополнительной системы образования, оперативно помогать населению в освоении новых технологий.

Прогнозируемые последствия информатизации, как позитивные, так и негативные, обобщены швейцарским исследователем К. Хессингом (табл. 1.1).

Важной составляющей перехода к информационному обществу является обеспечение гарантий равноправного и регламентированного доступа к информации, находящейся в общественном доступе. И здесь законодательная роль государства должна быть определяющей.

В настоящее время в России принят ряд федеральных программ, направленных на развитие информатизации и построение информационного общества. Так, принята государственная программа РФ "Информационное общество (2011–2020 годы)" , ставшая развитием и продолжением федеральной целевой программы "Электронная Россия", действие которой истекло в 2010 г. Основными направле-

Таблица 1.1

Прогностика последствий информатизации

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида. Информационное общество. Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации

"Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни

Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация

Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий

Международные отношения

Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран третьего мира. Улучшение обороноспособности стран

Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга – Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

пнями программы являются развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России электронного правительства на федеральном и региональном уровнях.

Заработал Единый портал государственных услуг Российской Федерации (Электронное правительство. Госуслуги: gosuslugi.ru) – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

  • доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;
  • предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ;
  • учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Важным документом является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 , которая является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации. В ней декларируется: "Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления па основе использования информационных и телекоммуникационных технологий".

В Приложении "Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года" заданы следующие контрольные значения показателей:

  • место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе 20 ведущих стран мира;
  • место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже 10-го;
  • уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;
  • доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;
  • рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 г. – не менее чем в 2,5 раза;
  • сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз;
  • уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий – 35 линий;
  • наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, – не менее чем в 75% домашних хозяйств;
  • доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, – 30%;
  • рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов – в 2 раза;
  • доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100%;
  • доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;
  • доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100%;
  • доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, – не менее 20%;
  • доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов – 100%;
  • доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации – 100%.

Таким образом, дальнейшее развитие Российской Федерации неразрывно связано с формированием и развитием информационного общества.

Представление об информационном обществе

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачизнаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить этисведения с этапами в области обработки и передачи информации.

  • Справка о смене поколений ЭВМ 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программирова-нием в кодах.
  • 2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
  • 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
  • 4-е поколение (ссередины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы-числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.
  • 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию , связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг.,затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека я общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая сотавляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего временитермин "компьютеризация общества" При внешней похожестиэтих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания вовсех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надоделать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность всущественном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.

Пример 1.2. В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном н 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;
  • в станкостроительной отрасли а 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;
  • в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

Опыт информатизации и перспективные идеи

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию – это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Справка. США для внутреннего рынка выпускали:

  • в 1980 г. – 95% всех телефонных аппаратов и 80% телевизоров;
  • в 1991 г, – 25% телефонных аппаратов и 10% телевизоров. Среднегодовой процент доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями за период 1986- 1991 гг. составил 8% . а импорта телекоммуникационного оборудования из Японии – 38%.

Американская промышленность ежегодно теряет начиная с 80-х гг. 3% рынка электроники, что составляет 750 млрд.дол., а к 2000 г, будет составлять 1 трлн.дол.

Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:

  • увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;
  • улучшение качества образования;
  • развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;
  • повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий.

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимуществаи условия для развития других высоких технологийи экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым дляих развития в целом.Руководители некоторых стран "третьего мира" с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.

Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации.

Цель японского проекта – связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.

Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений. Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-го поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн. дол. программа разработки новых типов компьютеров:

  • компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки – сотни процессоров;
  • компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционированию мозга;
  • компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом.
В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
  • отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
  • необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
  • признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;
  • широкое использование достижений мировой науки и техники;
  • вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
  • объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Роль средств массовой информации Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи. В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего". Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Информатизация общества – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

Информатизация была отмечена в первую очередь в странах Запада и США, а также в Японии (60-80-е годы XX века). Производству требовалось информационно обслуживание, направленное на обработку большого количества информации.

Информатизация и компьютеризация обществакак термины отличаются

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Условия информатизации

Политические

    демократизацию политической жизни общества;

    обеспечение информационной безопасности общества и государства;

    создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение и распространения информации как важнейшего условия соблюдения прав человека.

Правовые

    Создание новых НПА защищающих информацию, информационного права

    Создание НПА способствующих применение информ. технологий

Социальным (в смысле общественным) условиям успешного развития информатизации

    достаточно высокий уровень образованности членов общества;

    мотивированность на освоение и применение новых технологий

    достаточно высокий уровень благосостояния населения

Экономические

    Высокий уровень производства и его качества

    Конкуренция

Технологические

    Возможность быстрой передачи информации

    Скорость обработки информации

    Возможности хранения и обновления информации

2. Последствия и проблемы информатизации

Последствия информатизации

Положительные

Отрицательные

Информатизация получает наиболее интенсивное развитие при выполнении след. Условий.

Условия информатизации.

бюрократия не заинтересована в распространении информации среди граждан. С одной стороны потому, что бюрократия торгует, спекулирует информацией. С другой, правдивая информация делает консерватизм бюрократического аппарата известным обществу.

Швейцарский ученый К. Хессенг в книге «Страх перед компьютером» попытался представить в лаконичной и наглядной форме социальные последствия информатизации общества. В итоге им была разработана таблица «Последствия информатизации в зеркале общественности»

1.”социализация информации” - увеличение степени направленности информации на социальную сферу; 2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом. 3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации. 4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.). 5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление. 6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса. 7. государство- ”надзиратель” - Левиафан, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей. 8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому - ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей. 9. “новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры. 10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.

К первоочередным проблемам информатизации следует отнести психологическую проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями и отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики к достижениям в инфосфере.

Проблемы информатизации

Социальные:

Недостаточно компьютеров у населения, в офисах (хотя, казалось бы, куда уж больше);

Отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

Недостаточна компьютерная грамотность населения.

Научные

Теоретико – методологические

Следует выяснить

Закономерности информатизация общества;

Адекватность отражения компьютерными системами отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

Как осуществить интеграцию систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий. То есть выяснить, как оптимально объединять для решения задач усилия человека, классические информационные системы и системы искусственного интеллекта (ИИ).

Практические

Сложности внедрения новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации

1.1. Информатизация общества, тенденции ее развития

1.2. Экономическая информатика: основные понятия и определения

1.3. Классификация информационных систем

Информатизация общества, тенденции ее развития

Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

В 1994-1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России.

Единое информационное пространство России -это «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов... обеспечивающих информационное удовлетворение граждан».

Цель информатизации - в изменении уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.

Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У.Р. Эшби, в котором устанавливается следующее:

Разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы.

То есть, объективность информатизации общества можно обосновать следующим образом: сложность механизмов управления системой, например обществом, предприятием, цехом, банком, биржей и т.д., должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации.



Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основываться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. Поэтому в настоящее время необходимо решить ряд проблем информатизации:

Во-первых , создание и использование массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях стремительного развития товарных и финансовых рынков обладание достоверной и своевременной информацией стало необходимым условием деятельности предприятий, банков, государственных структур и т.д. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может привести к отрицательным последствиям.

Во-вторых , создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникаций, методическое и программное обеспечение и технологии. С этой целью идет интенсивное насыщение рынка вычислительных средств персональными компьютерами доступными по цене и отвечающими современным техническим и технологическим требованиям.

В-третьих , обеспечение компьютерной грамотности населения. Здесь имеется в виду, необходимость формирования управленческих кадров новой формации владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализации своих решений в соответствующей информационно- технологической среде.

В настоящее время выделяют следующие две тенденции в развитии информатизации:

Первая тенденция - в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации - это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого.

Сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовлетворения личных потребностей.

В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

1) электронный бизнес;

2) банковские и другие расчеты;

3) дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес можно определить как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей (локальных и глобальных) в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется В2С (Buisines to Customers) , если на бизнес-партнера- В2В (Buisines to Customers) /

В области электронного бизнеса В2В выделяют следующие его виды: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы.

Причина развитияэлектронного управления закупками - потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение такого рода затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осу­ществляется тремя путями: 1) использование электронных каталогов; 2) поиск встречных заявок; 3) проведение электронных тендеров.

Электронные аукционы - это типичный пример организации электронного бизнеса вида В2В. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам - сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить на нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель, для того чтобы сделать ставку, также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты).

Электронная биржа -- это более сложная форма посредниче­ства. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.

Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративную сеть, построенную на технологии Интранет. Порталы делятся на следующие группы:

корпоративные (User Portal) - предназначены для предоставления информации широкому кругу пользователей внутри локальной сети, эти порталы обеспечивают доступ к информации, находящейся в информационных системах, с персонального компьютера;

коммерческие (Commerce Gateway, Commerce Portal) - предоставляютспециализированную информацию на платной основе и призваны обеспечить обмен коммерческими документами между бизнес-партнерами. Такого рода порталы обеспечивают автоматическое размещение заявок, заказов на товары и услуги, доступ к участию в интерактивных тендерах на выбор поставщиков; публикацию каталогов, прайс-листов и т.д.;

персональные , предназначенные для предоставления ин­формации по узкому кругу вопросов.

Второе направление сетевой экономики проявляется в совершенствовании банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие:

Перечисление на расчетные счета денежных средств за то­вары и услуги;

Переправка документов (бумажных и электронных), фикси­рующих совершение сделки.

Все электронные платежные системы делятся на два класса: кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на исполь­зовании кредитных карт для осуществления электронных расче­тов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптографии и т.д. Все системы такого класса требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных экви­валентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авто­ризации уполномоченной для этого финансовой структурой.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрения дистанционного образования , т.е. образовательной системы, обеспечивающей получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.

Вторая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам.

Открытой называется система, которая взаимодействует с другими системами в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности:

Способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами;

Переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы;

Возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений.

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслужи­вания в различных сферах деятельности; отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические.

Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

Поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

Адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

Интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство.

Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.

Основные понятия и определения экономической информатики.

Методологической и теоретической основой информатизации служит наука информатика, которая изучает закономерности и методы информационного моделирования реальной действительности.

Информатика делится по отраслям человеческой деятельности: медицинская, научно-техническая, экономическая, геологическая, биологическая и т.д.

Рассмотрим содержание следующих основных понятий информатики и, в частности, экономической информатики: информационный ресурс и информационный продукт; данные, информация, знания; система, прямая и обратная, информационные связи, система управления; информационная система и информационная технология; автоматизированное рабочее место; экономическая задача.

В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).

Т.е., информационные ресурсы общества - это сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Они служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.

Информационный продукт - это результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений).

Информационный продукт в виде данных фиксируется на материальных носителях - документах, базах данных и т.д.

Данные - это факты, характеризующие объекты или процессы, зафиксированные на каком-либо материальном носителе.

Вначале данные рассматриваются как результат измерений и наблюдений. Затем они фиксируются на материальном носителе (в документах, протоколах, в форме сигналов т.д.) и переносятся в компьютер, где находятся в виде файлов или баз данных.

Данные, занесенные в память компьютера в соответствии с некоторыми правилами, т.е. некоторой моделью, называют базами данных.

Информация - это обработанные данные, уменьшающие степень неопределенности знаний пользователя об изучаемом объекте, процессе, явлении.

Информация существует только по поводу конкретного запроса пользователя.

Процесс взаимной трансформации данных и информации при обработке, выполняемой посредством компьютера, можно представить с помощью следующих этапов:

1) преобразование «информация - данные»: факты кодируются в форме данных и вводятся в компьютер;

2) преобразование «данные - данные»: выполняются логические и арифметические операции с данными;

3) преобразование «данные - информация»: обработанные данные выводятся из компьютера, декодируются и интерпретируются пользователем с целью получения информации.

Экономическая информация возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Экономическая информация - это объективизированное воплощение - с помощью знаков и сигналов - знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.

Экономическая информация отражается в виде системы натуральных и стоимостных показателей.

Экономическая информация насчитывает много разновидностей (типов), которые выделяются на основе соответствующих классификационных критериев, например:

· по принадлежности к сфере материального производства и непроизводственной сфере, а внутри - по отраслям и подотраслям народного хозяйства в соответствии с принятой их группировкой;

· по стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса. В силу этого выделяется информация, отражающая снабжение, производство, распределение и потребление, а также материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

· по временным стадиям и функциям управления выделяются: прогнозная информация, плановая, учетная, информация для анализа хозяйственной деятельности (аналитическая), оперативного управления, отчетная;

· по критериям соответствия отражаемым явлениям экономическая информация делится на достоверную и недостоверную;

· по полноте отражения событий экономическая информация подразделяется на достаточную (полную), недостаточную и избыточную.

Для решения задач экономического управления необходима вполне конкретная по содержательности минимальная информация, т.е. достаточная. Избыточная информация содержит излишние данные, которые либо вообще не используются для решения задач (составляют «информационный шум» с его разновидностью для компьютерных сетей - «электронным мусором», или «спэмом» (spam - анг.), либо выполняют контрольно-дублирующие функции;

· по стадии возникновения информация делится на исходную (первичную) и производная (вторичную).

Исходная информация возникает в результате действия источников информации (министерств, ведомств, предприятий и других организаций и подразделений). По этим источникам исходная информация делится на планово-директивную и учетно-отчетную. Планово-директивная информация перемещается ("спускается") вниз по уровням иерархии управления, при этом она разукрупняется, детализируется, "расширяется". Учетно-отчетная информация, наоборот, перемещается вверх по уровням иерархии управления, причем по мере своего продвижения эта информация укрупняется, агрегируется, "сжимается".

Производная информация возникает в результате обработки исходной и другой вторичной - либо только исходной, либо только вторичной. Среди производной информации различают промежуточную и окончательную (результатную) информацию;

· по стабильности во времени экономическая информация делится на постоянную (условно-постоянную) и переменную. При этом важно отметить, что период стабильности носит конкретный характер для определенных задач управления. Как правило, он составляет один год, а для оценки уровня стабильности информации используется коэффициент стабильности К ст, рассчитываемый по формуле

где ИС общ - общее число информационных совокупностей;

ИС изм - число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период.

Если К ст > = 0,85, то информационную совокупность принято считать условно-постоянной, и в условиях автоматизированной обработки информации ее следует организовывать и хранить в виде самостоятельных массивов нормативно-справочной информации (НСИ) или файлов баз данных;

· по технологии решения экономических задач в системах управления различают входную, промежуточную и выходную информацию.

Схема классификации информации по технологии решения представлена на рисунке 1.

Входная Выходная

информация информация

Входная информация делится на: входную переменную (оперативную), входную условно-постоянную.

Результатная (результирующая) информация в зависимости от вида ее использования делится на информацию: 1) для конечного пользователя; 2) подготовленную для решения других задач; 3) используемую для решения той же задачи, но в последующий период.

Примером информации, используемой для решения той же задачи, но в последующий период, может служить конечное сальдо материалов на конец месяца, рассматриваемое как начальное сальдо для следующего месяца.

Схематично связь между видами информации представлена на рисунке 2.

· по источнику возникновения информация делится на:

1. внешнюю (по отношению к предприятию) - отражает состояние рынка, конкурентов, прогнозы процентных ставок, цен, налоговой политики правительства, социальную ситуацию в регионе и т.д. Для внешней информации характерна неточность, противоречивость, неполнота;

2. внутреннюю - возникает внутри системы (предприятия). Она, как правило, точна и непротиворечива.

Экономическая информация может рассматриваться в разных аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический аспект предполагает рассмотрение формы представления информации, не принимая во внимание ее содержание (смысл) и полезность. При этом учитывается тип носителя информации, способ представления ее, скорость передачи и обработки, точность и надежность преобразования. Информацию, рассматриваемую с синтаксических позиций, называют данными (сообщениями).

Семантический аспект дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов. При этом рассматриваются сведения, которые отражает информация, и ее смысловые связи.

Прагматический аспект рассмотрения информации связан с практической полезностью, ценностью для выработки правильного управленческого решения.Ценность информации для управления зависит от двух факторов: качества информации и готовности(способности) потребителя правильно воспользоваться этой информацией.

Качество информации определяют три основных параметра:

1. Полнота информации . Информацию считают полной, если на ее основе можно принять правильное управленческое решение. Излишняя информация может быть вредна, как и недостаточная, поскольку на базе той и другой может быть принято неверное решение. (Излишняя информация может настолько перегрузить управленческий персонал, что он не сможет своевременно выработать управляющую информацию и решение будет принято без ее учета, т.е. на базе неполной информации).

2. Верность информации . Под верностью информации понимают ее соответствие объективной реальности, которую она отражает.

3. Своевременность информации . Своевременной является информация, которая может быть учтена при выработке управляющего решения.

Знания - это обработанная информация, предназначенная для принятия решений.

Знания получают на основании практической деятельности и изучения принципов, связей, закономерностей, согласно которым функционируют объекты в некоторой предметной области.

Знания, закодированные в соответствии с некоторой моделью и занесенные в память компьютера, называют базами знаний .

Все знания человека делятся на два класса: осознанные (например, правила, согласно которым следует выполнять те или иные действия) и неосознанные, выполняемые человеком по неизвестным ему правилам (например, распознавание цвета, ассоциативные и интуитивные знания). Так же как и данные, знания для обработки на компьютере должны пройти ряд этапов. Вначале знания рассматриваются как результат мышления человека, который находится в его памяти. Затем они фиксируются на материальном носителе (учебники, справочники, правила, инструктшвные материалы) и переносятся в компьютер, где размещаются в виде баз знаний.

Последовательность преобразования данных в информацию и знанияпредставлена на рисунке 3.

Рис. 3. Последовательность получения информации и знаний

По формам представления знания подразделяются на декларативные (факты) и процедуральные (правила их обработки). Используются также понятия экстенсиональных и интенсиональных знаний. Первые относятся к конкретному объекту (факты), а вторые характеризуют некоторый класс объектов.

Прежде чем раскрывать понятие «информационная система», необходимо выяснить содержание понятия «система».

Система - это множество взаимосвязанных частей (подсистем), которые согласованно функционируют для достижения некоторой цели.

Подсистема - это часть системы, которая, в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы.

Для того чтобы понять, как функционирует система, необходимо выяснить, как действуют ее подсистемы.

Всякая система характеризуется целью, границами, входом, выходом, прямой и обратной связью. Содержание этих понятий следующее:

цель системы - это причина, ради которой она создается;

вход - это материальные, финансовые и другие объекты, а также информация, поступающие в систему;

выход - это материальные, финансовые и другие объекты, поступающие из системы во внешнюю среду;

прямая информационная связь - это директивная (плановая) информация, используемая для указания того, что следует делать элементам системы;

обратная информационная связь - это информация о состоянии объекта управления, используемая для анализа и корректировки его деятельности.

Без управления невозможна целенаправленная деятельность любой группы людей.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.

Система управления выполняет следующие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ и регулирование. Общая схема системы управления представлена на рисунке 4.

Рис.4. Схема системы управления

В основе- управления лежит обмен информацией, поэтому любая система управления содержит информационную систему (ИС). На рисунке 4 стрелкой, направленной от аппарата управления к объекту управления, представлена прямая связь (П), содержащая директивный (плановый) поток информации, а обратная связь (О) - это поток отчетной информации о выполнении директивных указаний.

Существуют следующие определения информационной системы:

Информационная система (ИС) -- это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, -скопления, хранения, поиска и распространения информации).

Информационная система - это связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого персонала, осуществляющих информационные процессы для подготовки решений.

С появлением компьютеров часть процедур по обработке исходных данных стала выполняться автоматизированно. Поэтому потоки прямой и обратной связи разделились на потоки, которые обрабатываются с помощью компьютеров (ПС и ОС), и те, которые с их помощью не обрабатываются (П и О). На рисунке 5 показано, что ИС связывает аппарат управления и объект управления потоками данных, обрабатываемых с помощью компьютеров



Рис.5. Связь системы управления с ИС.

В основе функционирования ИС лежит информационная технология, которая является связующим звеном между всеми ее компонентами.

Под информационной технологией понимается заданная последовательность процедур и операций, выполняемых над исходными данными с помощью средств автоматизации. Схе матично компоненты ИС и связующая функция информационной технологии представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Состав информационной системы

Информационные технологии состоят из технологических процедур и операций, выполняемых в указанной последовательности. Типовыми операциями являются сбор, регистрация, передача, накопление и обработка данных.

Резкое снижение стоимости персональных компьютеров с одновременным повышением их мощности и появлением коммуникационных сетей позволило автоматизировать деятельность различных специалистов (бухгалтеров, финансистов, кладовщиков и т.д.) непосредственно на их рабочем месте. Появились специально подготовленные рабочие места, названные автоматизированными рабочими местами (АРМ).

Под автоматизированными рабочими местами (АРМ) понимают рабочее место специалиста, укомплектованное персональным компьютером с соответствующим программным обеспечением, позволяющим автоматизировать выполнение его должностных функций.

Отдельный компьютер, не связанный с сетью других компьютеров, не может обеспечить эффективную работу, так как существует: 1) общая нормативно-справочная информация, которая для обеспечения нужд различных АРМ должна находиться под наблюдением спе­циальных служб на одном из центральных компьютеров (сервере); 2) потребность использования информации, полученной одним специалистом на собственном АРМ, для работы компьютера другого АРМ.

В экономике все АРМ можно классифицировать по уровням уцравления:

АРМ руководителя (стратегический уровень управления);

АРМ специалиста (технический уровень управления);

АРМ оперативного персонала (оперативный уровень управления).

Все АРМ объединяются в локальную сеть с выходом в сети сторонних организаций и глобальную сеть. АРМ, объединенные в сеть, как правило, отражают организационно-функциональную структуру предприятия.

Поэтому ИС можно рассматривать как структурированную по уровням управления предприятия совокупность взаимосвязанных АРМ (рисунок 7).

Рис. 7. Уровни управления и соответствующие им уровни АРМ

Представление о задаче относится к интуитивно понятным, но трудно определяемым сущностям.

В самом общем виде под задачей понимается следующая запись:

<дано условие А следует получить В>.

Условие А задается в форме исходных данных или знаний, В - это то, что следует получить в результате компьютерных опера ций. Цель В может задаваться в форме таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д. или в виде описания свойств будущей процедуры.

Например, дано: база данных А10 и база данных А15. Следует получить документ «Оборотная ведомость по складам». Может быть и иная форма задания цели решения, например дано: база данных А10 и база данных А15. Следует разработать процедуру расчета, которая обеспечит сопоставление остатков материалов на складах и их движение.

Все задачи, решаемые с помощью компьютера, можно разделить на два класса:

информационные - решение в основном сводится к преобразованию исходных данных за счет логических операций (группировка, поиск, сортировка и т.д.) и меньшей частью - за счет вычислительных. Значительную часть данного класса составляют экономические задачи (учетные, плановые, аналитические, аудиторские). Характерная черта таких задач - большой объем исходных данных и незначительный объем вычислительных (расчетных) операций;

вычислительные (например, решение системы алгебраических уравнений). Характерная черта таких задач - небольшое число логических операций, небольшой объем исходных данных, но в то же время значительный объем вычислительных операций.