Домой / Станции / Истоки апартеида в юар. Реальный апартеид Понятие апартеид

Истоки апартеида в юар. Реальный апартеид Понятие апартеид

африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

Сразу после прихода национальной партии к власти в Южной Африке в 1948 году, его про-белое правительство немедленно начало реализовывать политику расовой сегрегации на законодательном уровне. Позже эта политика получила название политики апартеида.

Во время режима апартеида все темнокожее население (а они составляли подавляющее большинство) будет вынуждено проживать в отдельных от белых людей районах и пользоваться государственными услугами в отдельных государственных учреждениях, созданных специально для цветных. Контакт между двумя частями населения в рамках различных рас будет строго ограничен. Несмотря на решительную и последовательную политику против режима апартеида за пределами Южной Африки, его законы оставались в силе в течение больше 50 лет. Лишь только в 1991 году правительство президента де Клерка начало отменять большую часть законов, которые являлись основой политики апартеида.

Зарождение политики апартеида в ЮАР

Расовая сегрегация и превосходство белой расы стали центральными направлениями политики в будущем ЮАР задолго до начала режима апартеида. «Закон о земле» от 1913 года, который был принят всего после 3-х лет независимости ЮАР, положил начало территориальной сегрегации, заставляя черных африканцев жить в отдельных резервациях, и поставил их вне закона при распределении земли. Противники закона организовали Южно-Африканский национальный съезд, который позже стал Африканским национальным конгрессом.

Великая депрессия в США и Вторая мировая война послужили причиной глубоких экономических проблем в ЮАР, и это стало поводом для еще большего усиления политику расовой сегрегации для правительства.

В 1948 году Национальная партия африканеров выиграла всеобщие выборы под лозунгами «апартеида» (буквально - «отдельность»). Их целью было не только разделить белое меньшинство Южной Африки от темнокожего большинства, но и также разделить темнокожих друг от друга: африканеры хотели добиться раздробления черных южноафриканцев по племенному признаку в целях сокращения их политической власти.

Режим апартеида закрепляется законом

К 1950 году правительство запрещает браки между белыми и людьми других рас, сексуальные отношения между ними также становятся под запретом. Закон о регистрации населения 1950 года предусматривает базовые рамки классификации всех южноафриканцев по расовым признакам: банту (черные африканцы), цветные (смешанные расы) и белые. Позже в закон внесли поправку и добавили четвертую категорию - азиатов (индусы и пакистанцы). В некоторых случаях, закон разделял целые семьи: согласно предписаниям один из родителей мог быть классифицирован как белый, а его ребенок признан цветным.

Пропуск, который выдавался всем цветным

Благодаря принятию земельных законов более 80% земли были выделены белому меньшинству, а черным с этого времени необходимо было иметь при себе документы, разрешавшие находится в том или ином районе. С целью ограничения контакта между расами, правительство апартеида организовало отдельные государственные учреждения для белых и темнокожих, профсоюзы для цветных были ограничены в полномочиях. Кроме этого, темнокожим воспрещалось становиться членами правительства.

Туалет для разных рас

Политика апартеида в ЮАР: отдельное развитие

Хендрик Фервурд, став премьер-министром Южной Африки в 1958 году, совершенствовал политику апартеида и в дальнейшем, называв режим «развитием по отдельности».

Хенрик Фервурд

Закон «О самоуправлении» для банту в 1959 году создал для различных племен темнокожих 10 отдельных мини-государств, которые стали известны как «Бантустаны». Разделив чернокожих друг от друга, правительство могло утверждать, что нет никакого большинства. Кроме этого, такие шаги позволили обезопасить белых от объединения темнокожих в единую националистическую организацию. Каждый черный из «Бантустана» был наделен политическими правами в отдельном регионе, но именно это все больше отдаляло его от общего управления и участия в политических процессах в рамках целой страны.

Табличка на пляже: «Только для белых»

Одним из самых нечеловечных процессов, которые происходили во времена режима апартеида, стал насильственный вывоз чернокожих с родных земель в «Бантустаны». Территории, где проживали черные, были теперь определены как «белые», и местные перед отъездом продавали им свои земли за гроши. По сути - это был обыкновенный грабеж чернокожего населения. С 1961 по 1994 годы более 3,5 миллиона человек были насильственно вывезены из своих домов в «Бантустаны», где были ввергнуты в нищету и безвыходность.

Противостояние политике апартеида в ЮАР

Сопротивление режиму апартеида в ЮАР принимало множество форм в течение многих лет: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политической скрытой и открытой работы и в итоге - к вооруженному восстанию.

Чернокожий парень в знак протеста заходит в автобус для белых

Совместно с Индийским национальным конгрессом, Африканский национальный конгресс организовал митинг в 1952 году, во время которого участники демонстрации сожгли свои документы, выполнявшие функцию пропусков. Группа, называющая себя Конгресс народа, приняла в 1955 году «Хартию свободы», в которой провозглашалось, что «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, неважно - черный он или белый». Правительство разогнало митинг. Во время разгона демонстрации было арестовано 150 человек, которых позже обвинили в государственной измене.

В 1960 году в поселке темнокожих Шарпевилле полиция открыла огонь по группе безоружных людей. По крайней мере, 67 черных были убиты и более 180 ранены. убедили многих лидеров движений против политики апартеида, что они не смогут добиться свержения режима мирными средствами.

Расстрел в Шарпевилле

С этого момента было принято решение создать военизированную организацию при Африканском национальном конгрессе и других политических блоках. Но ни один из созданных блоков никогда так и не стал представлять какой бы то ни было серьезной угрозы для режима апартеида и правительства. К 1961 году большинство лидеров сопротивления были захвачены и приговорены к длительным срокам заключения либо казнены в тюрьме. Нельсон Мандела, основатель «Умконто сизве» («Копье нации»), военного крыла Африканского национального конгресса, был заключен в тюрьму с 1963 по 1990 годы; его заключение обратило внимание международного сообщества на проблемы Южной Африки и помогло заручиться большей поддержкой в борьбе против апартеида.

Падение режима апартеида

В 1976 году, когда тысячи чернокожих подростков в Соуэто, поселке возле Йоханнесбурга, вышли на протест против требования об обязательном знании африкаанс (диалекте старо-голландского языка) для черных африканских студентов, полиция начала подавление протеста при помощи слезоточивого газа и пуль.

Недавно в Уфе прошёл саммит БРИКС (сообщество России, Индии, Китая, Бразилии и Южной Африки). Было сказано много красивых слови о перспективах этого сообщества, как грядущего локомотива мирового экономического развития. Однако в системе БРИКС имеется страна, чья перспектива выглядит, мягко говоря, не очень. Мало того, её в ближайшем будущем может постигнуть очень серьёзный кризис, который наверняка отбросит это государство в разряд самых неблагополучных государств мира.

Речь идёт о Южно-Африканской республике...

«Самая скверная экономика»

По результатам 2014 года Южная Африка находится на третьем месте среди стран с самой скверной экономикой, и, как следствие, среди стран, в которых жить и работать особенно тяжело. По данным на 2013 год прирост ВВП на душу населения составлял 1,9%, в 2012 году он составлял 2,5 %, а в 2011 – 3,6 %. Велика вероятность того, что в 2015 году ВВП составит всего лишь 1%. Индекс подсчитан путём сложения инфляции и уровня безработицы в стране — оба критерия зашкаливают. В подобном экономическом провале ЮАР опережают лишь две страны в Латинской Америке — Венесуэла и Аргентина...

В целом экономика ЮАР стала приходить в упадок примерно с 2009 года, после начала мировой рецессии. Прежде всего, она страдает из-за проблем в системе коммуникаций — таких, как частое отключение электричества, лесные пожары, плюс проблемы в разного рода техническом обслуживании. Всё названное привело к резкому спаду в промышленном производстве. Проблем добавляют и постоянные забастовки шахтёров...

Есть ещё один негативный фактор, который существенно влияет на национальную экономику — спад цен на золото на мировом рынке. Статистика Южной Африки (Statistics South Africa) утверждает, что слабый прирост доходов и безработица в частном секторе (в частности, в горнодобывающей промышленности) привели к повышению уровня безработицы — профсоюзы говорят о целых 40%! Для сравнения – безработица в США во время Великой Депрессии достигла лишь 25%...

Как сообщает Reuters, индекс делового доверия ЮАР снизился до десятилетнего минимума по причине слабой промышленной активности. Иностранные капиталовложения, которые обычно помогают правительству восполнить текущий дефицит, также снизили свой темп...

Так что же случилось с экономикой ЮАР с тех пор, как пал режим апартеида? Почему при этом белом апартеиде она буквально процветала, а при чёрной демократии резко скатилась вниз? Получается, что Нельсон Мандела не понимал, к чему приведет его «борьба за права чернокожих»? Видимо, так оно и есть — расовый вопрос сильно подкосил хозяйство ЮАР.

Нищета «по-белому»

Наверное, чёрных Южной Африки сначала следовало бы подготовить к демократии, прежде чем передать управление страной в их руки. Но получилось так, что вожжи правления отдали чуть ли не «политическому младенцу», который всё благополучно разрушил. А те, кто когда-то превратил ЮАР в самое процветающее государство на африканском континенте, сегодня фактически не имеют никаких прав — ни в политике, ни в экономике...

Сегодня в ЮАР за чертой не просто бедности, а нищеты, находится более 40% населения! И среди них не только чернокожие, как принято думать. 1 млн белых южноафриканцев из оставшихся трёх вынуждены сводить концы с концами в лагерях для бедных. Какой бы ни была политика апартеида, в то время сложно было представить, чтобы белый человек, обладающий квалификацией и опытом, может скатиться до такого же уровня жизни, что и его чернокожий собрат, ни дня не проучившийся в школе. Сегодня же это – реальная жизнь.

Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением, может быть, очень востребованных специалистов, например, инженеров, электриков и медиков. То есть, налицо самая настоящая расовая дискриминация! Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно, с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения — она заключается в намеренном увеличении доли чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это – закреплённая законом практика.

Что происходит с человеком, которого вдруг сокращают по причине цвета кожи? Либо он основывает собственный бизнес и быстренько выкручивается из положения — именно эти белые живут в домах с бассейнами и прочими удобствами, которые мы нередко можем лицезреть по телепередачах про ЮАР. Но если человек не может перестроиться, то тогда теряет всё! Ибо здесь нужно платить за само право жить — за еду, воду, электричество, бензин для машины, школу для детей, медицинскую страховку для всей семьи, откладывать деньги на будущую пенсию (государственная пенсия в пересчёте на наши деньги составляет не более 6000 рублей), на высшее образование для детей (бесплатного образования в ЮАР нет)…

Но откуда взять это средства, если нет работы? Именно так белые люди и оказываются в настоящих гетто, лагерях для бедных (squatter camps). На сегодняшний день самый населённый лагерь для белых – это Coronation Park в местечке Крюгерсдорп, недалеко от Йоханнесбурга. Во времена англо-бурских войн место использовалось британцами в качестве концентрационного лагеря. Сейчас лагерь является домом примерно для 400 африканеров, живущих в прицепах, палатках и даже домах на деревьях. Естественно, без всяких удобств. Еду здесь готовят на костре, воду разогревают таким же способом.

На данный момент около 430.000 африканеров проживают в такого рода лагерях-гетто. Только вокруг Претории располагаются более 80-ти таких «поселений». Всего же в стране лагерей для нищих (независимо от расы) насчитывают около 2000...

Если поговорить с их обитателями, то у всех похожие истории, хотя других здесь и не может быть — в основном всем пришлось продавать дома ввиду утери кормильца или потери работы после установления в стране практики по ликвидации «расовой дискриминации». Белые по этому поводу горько шутят, что настало время апартеида наоборот.

Опасность подобного положения для африканеров состоит в том, что с верой в предопределённость, о которой говорит кальвинизм (а многие африканеры исповедуют именно этот вариант протестантизма) у людей пропадает желание что-то изменить в жизни — к положению бедного привыкаешь, вырабатывается отношение к себе как к жертве, во всём видится воля Бога. И человек опускается на самое дно, зачастую превращаясь из хорошо образованного классного специалиста в бесполезное для общество существо.

В 2009 году президент ЮАР Джейкоб Зума посетил Коронейшн Парк и, говорят, был сильно удивлён. Ему приписывают следующие слова: «Поголовная нищета, которая царит среди чернокожего населения страны, не означает, что мы должны игнорировать нищету среди белых людей, о которой даже стыдно теперь говорить».

У меня есть сомнения, что чёрный расист Зума, который всячески способствовал политике апартеида против белых, действительно так сказал...

Но ЮАР сегодня не просто убивает своих белых детей. Республика ещё буквально рубит тот экономический сук, на котором сидит! Ибо огромное значение для экономики ЮАР имеет фермерство, которым занимались и занимаются главным образом именно белые люди. Республика является десятым в мире производителем подсолнечных семечек, на тринадцатом месте — по производству сахара. 50% всего производства сахара экспортируется в страны, граничащие с ЮАР, остальное идёт на экспорт в другие страны Африки, Северную Америку, Средний Восток и страны Азии.

Кроме того, ЮАР является девятым самым крупным производителем вина в мире. Более 110 000 га земли используется для выращивания винограда. Около 4000 виноделов создают рабочие места примерно для 60 000 людей. ЮАР занимает 4-е место в мире по производству цикория, 4-е – по выращиванию грейпфрутов, 7-е – кукурузы, 9-е – по производству груш. Так же страна в огромном количестве производит различного рода крупы, ананасы, авокадо и другие продукты.

Животноводство – самый крупный сектор в фермерском хозяйстве ЮАР. Производство молочных продуктов и мяса предполагает занятость более 60 000 человек...

То есть, фермерство создаёт рабочие места и кормит страну! Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина – «промывание мозгов» правительством. Большинство чернокожих считает, что белые украли у них землю, и теперь настало время им заплатить за это.

Если фермеры будут продолжать оставаться мишенью для чернокожих бандитов, то экономика ЮАР однажды придёт в полнейший упадок.

Петля Зимбабве

Подобное уже произошло в соседнем государстве Зимбабве, на сегодняшний день одной из самых бедных стран мира. До обретения независимости страна именовалась Родезией, по имени известного британского колонизатора Сесила Родса, захватившего в XIX веке эту территорию. К началу обретения независимости в 1980 году в Южной Родезии проживало 28.000 белых и примерно миллион коренных африканцев. Это значит, что 3% населения контролировали примерно 75% пригодной для фермерства земли.

Конечно же, это было несправедливо. Однако пришедшие к власти чернокожие, которые, собственно, и переименовали Родезию в Зимбабве, поступили ничуть не лучше былых колонизаторов.

Поначалу, чтобы вытеснить белых, президент Роберт Мугабе и его люди стали вынуждать фермеров «продавать» свои участки по смехотворным расценкам. Тех, кто не соглашался, просто выбрасывали из своих домов, а то и просто убивали. Поэтому люди были вынуждены бросать буквально всё своё имущество и с пустыми карманами уезжать из страны. А к тем белым, кто всё же решил остаться, стали применять более изощрённую тактику.

Им начали «подселять» чёрных крестьян — белые фермеры были поставлены перед фактом сосуществования на одном клочке земли с вновь прибывшими. Вскоре подобная практика переросла в систему по всей стране. «Подселившиеся» к тому же были защищены специальным законом, и вскоре последовало поголовное разделение существующих ферм на более мелкие, а их белым владельцам приказали покинуть свои участки в течение короткого времени. И снова строптивых стали без пощады убивать — причём, вырезали целые семьи!

Сегодня фермерство, как высокоразвитая культура земледелия, которая когда-то составляло гордость этой страны, фактически полностью уничтожено!

Вопрос — какой был смысл лишать белых людей земельных ресурсов только на основе их расовой принадлежности и только лишь для того, чтобы «восстановить справедливость и равенство»? Ведь земля в итоге была отдана тем, кто никогда не занимался фермерством, кто не знает, что делать с землёй и понятия не имеет, как хотя бы не разрушить то, что было уже построено.

Переселяя своих чернокожих соплеменников на фермы, правительство страны даже не позаботилось о том, чтобы снабдить их всем необходимым – зерном, удобрениями, оборудованием и другими важными составляющими фермерства. В итоге – полный крах экономики, плюс страшная бедность населения. Чёрные зимбабвийцы ныне оказались даже в ещё худшем положении, чем во времена колониализма — крика о справедливости было много, а результат получился катастрофический. Не зря знаменитый архиепископ Дезмонд Туту назвал деятельность президента Мугабе «карикатурным изображением всего, что, как полагают люди, делают чернокожие африканские лидеры»...

Таким образом, Зимбабве – наглядный пример неудачной земельной реформы для ЮАР, которая планирует провернуть подобное безрассудство в ближайшем будущем. И если это всё же случится... Думаю, негативные последствия, с учётом южноафриканской специфики, будут куда как ужаснее, чем даже в этой соседней стране.

Валерия Вестэйзен, специально для «Посольского приказа»

Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.6..

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.11.. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства

Сущность политики апартеида

Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.13..

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения» Там же. С.14..

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии» Филатова И. Указ соч. С.21.. Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР» Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Указ соч. С.12., - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки» Григорян А.Д. Южная Африка... С.3..

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию» Тетёкин В.Н. Реальности …С.26.. Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху» Иванов И.О. Указ. соч. С.21..

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые» Тетёкин В.Н. Копье…С.25..

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции»Григорян А.Д. Южная Африка… С.6. . В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией» Там же. С.9..

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей -- 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

Апартеид (с языка африкаанс apartheid - «раздельность») - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией. Термин был впервые использован в 1917 году Яном Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром Южно-Африканского Союза.

Суть политики апартеида

Политика апартеида сводилась к тому, что все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности. Для разных групп были установлены разные права.

Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила:

· африканцы должны были проживать в специальных резервациях (бантустанах). Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению;

· африканцам запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там;

· африканцы были лишены почти всех гражданских прав;

· больницы и служба скорой помощи были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих бантустанах больниц не было вовсе;

· были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас;

· африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено;

· африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях;

· детям африканцев, согласно политике апартеида, нужно было преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых;

· была предусмотрена сегрегация и в высшее образование: все авторитетные университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было очень малым.

Скамейка в Кейптауне, предназначенная только для чёрных. Фото: Commons.wikimedia.org

Реакция других стран

Политика апартеида в ЮАР вызывала резкую критику со стороны мирового сообщества. По этому вопросу негативные мнения СССР и западных государств практически совпадали. Апартеид был официально осуждён ООН, признан международными соглашениями одним из преступлений против человечества.

Из-за осуждения и неприятия апартеида странами – членами Британского Содружества в 1961 году Южная Африка выходит из Содружества и становится независимой Южно-Африканской Республикой.

Конец апартеида

К началу 1990-х годов в сознании правящей элиты ЮАР стали происходить перемены. Причиной этого стало общее резкое изменение политической ситуации в мире на рубеже 80–90-х годов.

На открытии сессии парламента в феврале 1990 года президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность старейшей политической организации африканского населения ЮАР Африканского национального конгресса (АНК), Панафриканского конгресса и о полном освобождении просидевшего в тюрьме 27 лет противника апартеида Нельсона Манделы.

25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четверо чернокожих ворвались во время богослужения в церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек.

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26–29 апреля 1994 года. Победил АНК, получив 63% голосов избирателей. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился. После его отмены коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.

Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него» квалифицирует апартеид как преступление против человечества.