Домой / Сайдинг / О психике животных. Поведение и психика животных Основные области исследований

О психике животных. Поведение и психика животных Основные области исследований

- внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции. О П. ж., в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Смотреть больше слов в «

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • в каких ситуациях необходимо использовать генетически заданные способы поведения, а в каких искать их самостоятельно;
  • чему должны обучаться животные;
  • каковы преимущества жизни в сообществе;
  • как общаются животные;

уметь

Различать способы поведения животных, установившиеся в ходе эволюции, взятые из прошлого опыта или найденные в ходе поведения;

владеть

Навыками анализа поведения животных.

Как не укрепляй вертикаль, все равно тянет стать на четвереньки. А старые обезьяны все еще вспоминают, как они жили до эволюции.

Ф. Кривин

Врожденное или генетически заданное поведение

В этой главе мы проанализируем организацию и психическую регуляцию поведения животных. Подробнее об этом можно узнать при изучении таких дисциплин, как зоопсихология и сравнительная психология. Задача же этой главы – показать принципы построения поведения и возможности психики живых существ до человека, чтобы мы увидели общее и различия в организации деятельности животных и человека.

Начнем анализ с самых простых форм поведения, так называемого врожденного поведения. На самом деле речь пойдет о поведении живых существ, которое они осуществляют без предварительного обучения. Речь идет о генетически обусловленном поведении, которое может осуществляться не только сразу после рождения, но и спустя месяцы и годы после рождения.

К генетически заданному поведению относятся четыре разные поведенческие ситуации:

  • 1) внешний раздражитель (стимул) без предварительного обучения вызывает адекватное поведение. Например, раздражение губ новорожденного млекопитающего приводит к сосательной реакции детеныша; теплый предмет вызывает движение новорожденного к нему; болевой раздражитель вызывает реакцию ухода от него; вибрация паутины приводит к нападению паука на запутывающуюся в паутине жертву и т.д.;
  • 2) поведение возникает спонтанно без внешнего стимула из среды, заготовка корма на зиму у многих грызунов; строительство гнезда; сексуальное напряжение, перелетное беспокойство у птиц и т.д.;
  • 3) многие животные без предварительного обучения выполняют нужные двигательные акты. Например, новорожденный олененок, который должен следовать за матерью, через несколько десятков минут после рождения начинает ходить; птенцы водоплавающих птиц умеют плавать, многие птицы без обучения вьют гнезда и т.д.;
  • 4) многие живые существа без предварительного обучения правильно ориентируются в своей среде проживания. Например, инфузории при высокой концентрации в воде вредных веществ перемещаются к свету; некоторые мухи при опасности взлетают по направлению к солнцу; гусеницы ряда бабочек при падении с кустарника или дерева ползут вверх против гравитации и к свету; самка комара откладывает яички на блестящую при солнце поверхность воды и т.д.

Нетрудно заметить по описанным выше ситуациям, что на самом деле генетически определена либо причина поведения (генетически заданная детерминация), либо ориентировка и координация двигательных актов (ходьба, полет, плавание). Такое поведение описывается в понятиях "инстинкт", "рефлекс", "тропизмы", "таксисы". Если оно широко представлено у всех видов живых существ (у каких-то больше, у каких-то меньше), то возникает вопрос о преимуществах и возможностях такого поведения. Что делает такое поведение выгодным или даже необходимым и что дает возможность иметь такое поведение?

Начнем с выгоды и необходимости. Генетически заданное поведение включается самим изменением среды (или опосредованно, например, через изменение гормонального состояния) и тем самым позволяет сразу отвечать на возникшую угрозу или появление пищи. Оно также позволяет правильно ориентироваться при передвижениях в пространстве и адекватно отвечать на важные для жизни стимулы (раздражители от объектов). Для многих видов, особенно для насекомых, такое поведение как один из способов адаптации к среде проживания является просто необходимым.

Жизнь бабочек состоит из нескольких стадий (яйцо – личинка – куколка – имаго), и жизнь в каждой стадии занимает небольшое время, при котором некогда учиться новому поведению. При этом опыт одной стадии жизни (например, гусеницы) совершенно не нужен другой стадии (например, имаго, т.е. взрослому насекомому), поэтому не нужна и сама память. Очень часто задачи насекомых чрезвычайно просты и их мало. Например, у гусеницы – это питание и защита; у некоторых бабочек это только размножение (у них даже нет органов питания). При этом бабочки часто имеют маленькие размеры (большинство видов имеет размер 3–30 мм) и очень небольшое число нейронов нервной системы – от 250 до 900. Такие объемы нервной системы не позволяют иметь сложно устроенные механизмы. В этих условиях гораздо выгоднее иметь стандартно работающие управляющие устройства, обеспечивающие автоматические шаблонные ответы на ситуацию.

Естественно, возникает вопрос: почему эти шаблонные автоматические ответные реакции или ориентировки оказываются успешными ?

Такое поведение оказывается успешным только тогда, когда условия жизни данного вида остаются постоянными или меняются строго по определенному закону. Эти условия позволяют иметь рецепторы, настроенные именно па них, и механизм нужной ответной реакции. Отмеченное постоянство выявляется с помощью различных сенсорных модальностей: зрительной, слуховой, обонятельной, температурной, гравитационной, вибрационной и т.д.

Например, длина светового дня в течение года в средних широтах изменяется по синусоиде: от минимальной в декабре до максимальной в июне, что служит ориентиром для периода размножения многих видов, отлетного беспокойства птиц-мигрантов или времени их отлета и т.д. Практически параллельность солнечных лучей на Земле позволяет пчелам ориентироваться по углам направления полета к солнечным лучам. Положение Солнца на небосклоне Земли служит ориентиром для некоторых видов муравьев и пчел (туда – Солнце справа, а обратно – слева).

Наличие тени от непрозрачных предметов служит пусковым сигналом для ягненка в поиске молока матери (при кормлении мать становится над ягненком, создавая тень от света). Наседка подает сигналы тревоги для цыплят или другими звуками подзывает их к себе. Каждая семья пчел имеет свой запах, и стоящие на входе в улей сторожа по запаху определяют чужаков, а пчелы-санитары выносят мертвых пчел из улья, ориентируясь на их запах. Муравьи, уходя из гнезда, метят свой путь пахучим веществом и по нему возвращаются назад. Запах добычи ориентирует хищника в преследовании жертвы. Дождевые черви всегда затаскивают опавшие листья в нору, острым концом вперед, что позволяет листу закручиваться в трубочку. Ориентируются они при этом по химизму (вкусу) разных частей листа. Если из листа вырезать подобие листика с острым концом из основания черенка листа, то червь тянет лист не за острый конец (как выгодно), а за тупой, где сохранен химизм верхушки исходного листа.

Таких примеров великое множество, и всегда за ними стоит повторение ситуаций, представленных каким-то раздражителем. Но если живое существо вынуждено учитывать в своей жизни меняющиеся условия среды, то поведение перестает быть шаблонным.

Долгое время казалось, что у многих видов задана жесткая неменяющаяся программа поведения и определены объекты, которые однозначно вызывают нужное поведение.

Натуралист Жан Фабр считал, что у пчел существует жесткая программа поведенческих актов, которая не реагирует на изменение ситуации. Он помещал готовую к выходу из ячейки пчелу в стеклянную пробирку, заклеенную воском и дополнительно закрытую сверху бумажным конусом. Пчела быстро прогрызала восковую затычку, но бумажный конус оставался целым. Фабр объяснял это тем, что у пчелы "записано" в памяти, что необходимо прогрызать при выходе из ячейки только одно препятствие – крышечку ячейки. Поэтому вторая преграда оставалась всегда целой. При внимательном анализе выяснилось, что это была ошибка в эксперименте, чем часто грешит психология. Устройство челюстей пчел (жвал) не позволяет им захватывать гладкую поверхность бумаги, а если пробирку заклеить двумя или тремя перегородками из воска, то все они оказываются разрушенными, и пчела выходит на свободу.

Было выявлено, что часто записывается нс сам по себе двигательный акт, а конечный результат, который должен быть достигнут. Вспомните этот вывод И. М. Сеченова при анализе рефлексов. Сам конечный результат может быть достигнут разными способами. Так, оса, чтобы обездвижить кузнечика, должна ужалить его в нервный узел (ганглий). Но это происходит во время борьбы с кузнечиком, и оса наносит удары с разных сторон и в разных положениях, что никак нельзя записать в генотипе.

Оказалось также, что у многих видов предмет потребности не задан от рождения, как не задано узнавание матери. Этому детеныши учатся при жизни, запоминая после рождения запах, цвет, форму и размеры матери. (Об импринтинге мы говорили ранее, см. параграф 3.3.2.)

Э. Торндайк в конце XIX в. убедительно в экспериментах показал, что многие животные (начиная с грызунов – мышей, крыс) могут находить новые способы поведения, т.е. формировать поведение, которое не могло быть задано генетически.

Постепенно становилось понятным, что говорить только о генетически заданном поведении или только о приобретенном при жизни нельзя – поведение чаще всего включает в себя и врожденные элементы, и приобретенные при жизни. Поэтому напрашивается вопрос о том, что может и должно быть генетически заданным, а что надо устанавливать при жизни.

Врождены ли поводы, определяющие начало поведения ? Ответ на этот вопрос неоднозначен. На физические непредметные воздействия (энергетические потоки) и на постоянные неменяющиеся признаки объектов (цвет, запах) могут быть врожденные реакции. На объекты, которые меняются во времени (форма, цвет, размеры), нельзя иметь врожденные реакции. Закрепить генетически совокупность меняющихся признаков объекта (например, матери или пищевого объекта) невозможно, поэтому природа предусмотрела установление биологического смысла объекта при жизни детеныша (примеры импринтинга).

Что можно сказать про ориентировку поведения ? Мы уже говорили, что на постоянные неменяющиеся условия ориентировка может быть задана генетически, но для меняющихся условий среды требуется исследовательское поведение, выделяющее ориентиры "здесь и теперь" на основе образа ситуации. Способы поведения могут быть генетически заданы как умение некоторых видов птиц строить гнезда, по в новых необычных условиях или при нарушении естественных средств деятельности живых существ (клюва, конечностей и пр.) необходимо искать новые способы достижения нужного результата. Аналогична и ситуация с исполнением двигательных актов (бег, ходьба, полет и пр.). Сама координация работы разных мышц может быть генетически заданной в той части, где их работа не учитывает внешних условий. Но те стороны (параметры) движений, которые зависят от внешних условий, подлежат обучению. Например, голубь начинает летать без обучения, но он учится учитывать направление и силу ветра в полете, и свою скорость при посадке.

Изложенные факты позволяют сделать заключение о том, что генетически заданное поведение становится неэффективным, если живое существо сталкивается с новыми для себя обстоятельствами, где имеющиеся в его арсенале способы поведения неадекватны этим обстоятельствам и ему необходимо искать (создавать) новые способы поведения. Генетически заданное поведение также становится неэффективным в постоянно меняющихся условиях поведения, где ориентиры все время меняются и их значение необходимо устанавливать заново при осуществлении поведения.

  • Фабр Ж. (1823–1915) – французский энтомолог и писатель, член многих научных обществ, автор классического десятитомного труда "Энтомологические воспоминания" (в русском переводе "Жизнь насекомых").

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

39.Определение Сознания

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Психика животных - свойство мозга воспринимать окружающую действительность и отражать ее в форме регулируемых функций нервной системы, внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии . Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естествен-нонаучном, психологическом и философском плане.

Поведение животных - регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (Необихевиоризм). Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой составляет психическую деятельность животных - процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне перцептивной психики) ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях - на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных - локомоционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).

Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга. Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как две стороны процесса адаптации.

С общебиологической и нейробиологической точек зрения всех представителей животного мира можно расположить в виде ряда (рядов), где порядок будет диктоваться возрастающей сложностью, разнообразием их внешней активности. Более всего известна схема классификации поведения, выделяющая пять типов адаптивных реакций: таксисы, рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность (иногда сюда же относят инсайт (интуиция)), разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. То есть за каждым из названных типов поведения стоит определенный тип устройства нервной системы. Такой ряд согласуется с эволюционной теорией прогресса.


Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы – человеческому сознанию .

Как отмечает А.В.Петровский, сознание обладает рядом специфических характеристик:

  • сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);
  • в структуру сознания входят все познавательные психические процессы;
  • сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;
  • сознание носит общественно-исторический характер. Сознание не является врожденным, оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей-маугли сознание отсутствует);
  • сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделить себя из окружающего мира (деление на «Я» и «не Я»), т.е. в сознании четко разделено различие субъекта и объектов;
  • сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности, оно обеспечивает постановку цели, выбор средств в достижении результата, контроль и корректировку действий, планирование и прогнозирование;
  • сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе (мир чувств).

Существующий характер различий психики животных и сознания человека можно свести к следующему (см. таблицу 1)

Таблица 1

Сравнение психики животных и сознания человека

Психика животных Сознание человека
Животные подчиняются биологическим законам. Их активность является непосредственно биологической, связанной с удовлетворением биологических потребностей. При этом активность животных носит индивидуальных характер. Человек живет по социальным законам. Его деятельность связана не только с биологическими потребностями, напротив, иногда она даже вступает в конфликт с ними (героизм). Деятельность человека носит коллективный характер, у человека существует разделение труда, в процессе которого участники выполняют различные операции, сами по себе выглядящие бессмысленными.
Активность на уровне приспособления к окружающей среде Активность в форме деятельности, связанной не только с приспособлением, но и преобразованием действительности.
Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт (наследуемые инстинкты); - индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни. Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт; - индивидуальный прижизненный опыт; - социальный опыт (культурное наследование – присвоение опыта предшествующих поколений через общение и обучение).
Животным доступны элементарные эмоции. У человека наряду с эмоциями появляются высшие чувства (дружба, любовь, чувство долга, чувство юмора, критичность и самокритичность и т.д.)
Ориентировка и действия в пределах I сигнальной системы Ориентировка и действия в пределах I и II сигнальной системы. Для человека характерно речевое общение, посредством которого он становится сопричастным общественному опыту.
Животные используют мир случайных вещей, употребляют орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Человек живет в мире постоянных предметов. Сам создает орудия труда по заранее намеченному плану и сохраняет их.
В целом поведение животных определяется наличной ситуацией, непосредственными впечатлениями, при этом животные не дают отчет в своих действиях впечатлениях. Для человека характерно абстрагирование от непосредственной ситуации и впечатлений. У него существует опережающее отражение, прогноз и контроль, образное и абстрактно-логическое мышление, воображение. Человек способен давать отчет в своих действиях, чувствах, поступках.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт). Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» - С Л. Рубинштейн). Сознание – тема, до сих пор интересующая исследователей, однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания.

В процессе возникновения человеческого сознания отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский) особую роль отводят труду и языку.

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.

Бессознательное 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Можно выделить три класса бессознательных процессов:

1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мысли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное решение - инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать решение. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать образы воображения и пр.;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к совершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе. В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готовность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, большой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр. Эту форму бессознательного пытался объяснить 3. Фрейд, понимая под бессознательным нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (автоматизмы - ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).

Таким образом, бессознательное помогает человеку чувствовать тождественность самому себе, берет на себя управление поведением, когда сознание справилось с трудностями и решение принято. Бессознательное - специфически человеческое явление и не является низшим уровнем психики. Оно детерминировано общественными условиями сознания и связано с ним.

Материалы, использованные для лекции, дополнительная литература по теме:

1. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. (Раздел 1. Введение в общую психологию Тема 2. Развитие психики в филогенезе)

3. Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Нижний Новгород.


Филогенез (греч. phyle - племя, род, вид; генез - происхождение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история.

Онтогенез (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рождение) - происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.

Раздражимость – свойство живого организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, как полезные, так и вредные, но не нейтральные.

Чувствительность – свойство реагирований не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные (абиотические)

Сознание - ключевой и самый многозначный термин психологии и многих других наук. Сознание - самое запутанное слово в словаре. Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, присущий только человеку.

  • выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;
  • обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;
  • видимо, существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что - нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;
  • показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;
  • сознание не может не контролировать результаты своей деятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;
  • сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;
  • если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собственные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работу с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осознаваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;
  • сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его - потому мир его и называется субъективным;
  • направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.