Домой / Ондулин / Опасные маневры. Путин одобрил завершение налогового маневра в нефтяной отрасли Экспортная пошлина и ндпи

Опасные маневры. Путин одобрил завершение налогового маневра в нефтяной отрасли Экспортная пошлина и ндпи

24.10.2016

24.10.2016 12:21; OilCapital.ru: http://oilcapital.ru/industry/293995.html

24 октября. OilCapital.ru. С точки зрения наполнения федерального бюджета, налоговый маневр определенно не задался. Дело в том, что его основные параметры согласовывались весной-летом 2014 г., когда нефть Urals стабильно стоила больше $100 за баррель. Осенью 2014 г. цена пошла вниз, но тогда мало кто сумел оценить глубину предстоящего обвала.

2015 год оказался первым и единственным, когда параметры маневра соответствовали принятому в ноябре 2014 г. Федеральному закону №366-ФЗ. На 2016 год было отменено запланированное снижение вывозных пошлин на нефть (и, автоматически, на нефтепродукты), а также был повышен сверх проектного уровня налог на добычу полезных ископаемых на газ и конденсат для «Газпрома». Этого правительству показалось мало, и с апреля 2016 года были повышены акцизы на основные нефтепродукты.

В 2017 году отрасль ждет увеличение НДПИ (и на жидкие углеводороды и на газ), плюс еще одно увеличение акцизов на нефтепродукты. Это - как минимум. Нельзя исключать, что и по экспортным пошлинам до конца текущего года будут приняты негативные для добывающих компаний решения.

Изначально у налогового маневра в «нефтянке» было три основных идеи. Правительство стремилось, во-первых, сосредоточить функции изъятия природной ренты по углеводородному сырью в НДПИ за счет сокращения, а в конечном итоге – полного прекращения выполнения той же самой функции экспортными пошлинами. Во-вторых – прекратить фактическое субсидирование пошлинами низкоквалифицированной, «мазутной» переработки нефти в России . Негативным последствием реализации данных намерений, очевидно, становится рост цены углеводородного сырья, а значит, и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Отсюда третья идея маневра – для компенсации роста НДПИ и изменения методики расчета вывозных пошлин необходимо снижение акцизов на нефтепродукты.

В условиях налогового маневра отрасль живет уже почти два года, поэтому можно подводить какие-то итоги. Что мы имеем? Добыча нефти (с конденсатом) в России растет, и в 2016 году будет установлен очередной рекорд – как в абсолютном, так и в среднесуточном выражении. Прогнозы по добыче на ближайшие годы вполне оптимистичны – за счет запуска новых крупных месторождений. Добыча природного газа незначительно сокращается (исключительно за счет «Газпрома» – у альтернативных производителей добыча растет). Но здесь влияние маневра практически незаметно: определяющим фактором для объема добычи газа в России является спрос. В downstream в целом по стране налицо существенное улучшение продуктовой корзины, при этом ряд крупных НПЗ в результате модернизации поднял глубину переработки до эталонного уровня «почти 100%». Роста цен на топливном рынке России в 2015-2016 гг. избежать не удалось, но этот рост не носил драматического характера.

Тоже самое можно сказать и о падении прибылей крупнейших компаний. Да, прибыли теперь ниже, чем до налогового маневра, но тогда и цены на мировом рынке были совсем другие. Гораздо важнее, что финансовая устойчивость российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний не подвергается сомнению. Отрасль адаптировалась к новым уровням цен и новым налогам, и чувствует себя вполне уверенно.

Другое дело – федеральный бюджет. Сокращение нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году относительно 2014 г. составило без малого 1,6 трлн руб. Это внесло решающий вклад в дефицит бюджета прошлого года (который превысил 1,9 трлн руб.) и стало причиной корректировки фискальной системы для «нефтянки» на 2016 год.

Корректировка принесла в бюджет дополнительные деньги, однако цены на нефть продолжили свое падение, и в итоге тенденцию снижения нефтегазовых доходов бюджета переломить не удалось. По итогам первого полугодия по сравнению с прошлым годом бюджет недополучил почти 900 млрд руб. И, если в первом полугодии 2015 года падение нефтегазовых доходов шло исключительно по вывозным пошлинам, а поступления по НДПИ даже выросли, то в нынешнем году падение наблюдается по обеим статьям.

Макроэкономические показатели и доходы федерального бюджета* (1 полугодие)

Показатель

2014

2015

2016

Цена на нефть Urals, долл. за баррель (среднегодовая)

Цена на газ (среднеконтрактная), долл. за тыс. куб. м

Курс доллара США к рублю (средний за период)

Доходы федерального бюджета, млрд руб.

В том числе нефтегазовые доходы, млрд руб.

В том числе НДПИ, млрд руб.

В том числе на природный газ, млрд. руб.

В том числе на газовый конденсат, млрд руб.

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб.

В том числе на нефть, млрд руб.

В том числен на природный газ, млрд руб.

В том числен на нефтепродукты, млрд руб.

анные Министерства финансов РФ

С такой динамикой новые корректировки нефтегазовых налогов представлялись неизбежными.

Параметры этих корректировок зафиксированы в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», который Минфин опубликовал в начале октября.

В целях сокращения дефицита федерального бюджета Минфином предлагается «увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль…посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 год в размере 306 рублей, на 2018 год – 357 рублей, на 2019 год – 428 рублей».

При заложенных в проект нового федерального бюджета макропараметрах (средняя цена Urals – $40 за баррель, средний курс доллара – 71,1 руб.), в 2017 году НДПИ для нефти, добыча которой не льготируется, вырастет в пределах 5% относительно уровня, установленного действовавшим на середину октября 2016 года законодательством. Для месторождений нефти с высокой выработанностью запасов, месторождений в новых добычных регионах, и прочих, которым предоставляются льготы по НДПИ, рост будет более заметным – до 12,5%. Иными словами, поддержка нефтедобычи налоговыми льготами в 2017 году сократится.

Объем дополнительных доходов бюджета от увеличения НДПИ на нефть в 2017 году оценивается в 150 млрд руб.

Повышение нефтяного НДПИ, как констатируется в проекте «Основных направлений..», «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах», в первую очередь – в Западной Сибири; «значительный объем запасов нефти в местах с развитой транспортной инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот». Уместно добавить, на наш взгляд, что в новых регионах рост изъятий по НДПИ также окажет негативное влияние на динамику добычи нефти.

Кроме того, «Основные направления..» предполагают с 2017 года очередное повышение НДПИ на природный газ для «Газпрома» и аффилированных с ним компаний. Оно будет оформлено посредством изменения формулы расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки газового НДПИ. Конкретные параметры роста НДПИ на газ в документе не приводятся.

Напомним, что в еще сентябре Минфин предлагал повысить НДПИ для всех газодобывающих компаний, и это несло в себе серьезную угрозу устойчивости отечественного газового рынка. Пока независимым производителям (крупнейшие сейчас –НОВАТЭК и «Роснефть») удается защитить свои интересы. Что же касается «Газпрома», то здесь повышение НДПИ выглядит адекватной мерой, поскольку рентабельность «Газпрома» превышает аналогичный показатель нефтяных компаний в несколько раз.

Четкий тренд на рост фискальной нагрузки на добычу позволяет предположить, что давно уже готовящийся эксперимент с введением налога на добавленный доход (НДД) в следующем году запущен не будет – слишком негативная конъюнктура. При этом Минфин в «Основных направлениях..» подтверждает свое намерение ввести НДД не вместо действующих налогов, а в параллель с ними (при снижении НДПИ и вывозных пошлин).

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетный доход от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных затрат, связанных с разработкой месторождений. Из этого дохода Минфин хочет забирать в бюджет 50%, поэтому связывать с НДД надежды на снижение налогового бремени на отрасль, очевидно, не стоит.

Акцизы на нефтепродукты не включаются в нефтегазовые доходы федерального бюджета. Хотя по отдельным видам нефтепродуктов в федеральный бюджет давно уходит 100% собранных акцизов, а с 1 июня 2016 года туда же зачисляется 12% акцизов на бензин (включая прямогонный), дизельное топливо и моторные масла. Данное решение принято после повышения акцизов с 1 апреля.

В 2017 году акцизы станут еще выше, и эта новация полностью противоречит параметрам и идеологии «налогового маневра», определенным осенью 2014 г.

Возьмем, к примеру, автобензин класса 5. До маневра ставка акциза для него на 2015 год была установлена в размере 7750 руб. за тонну, на 2016-й – 9500 рублей за тонну. Федеральный закон № 366-ФЗ от 24 ноября 2014 г. снижал ставку на 2015 год до 5530 руб. за тонну, на 2016-й – до 7530 руб. за тонну, на период с 2017 года определял на уровне 5830 руб. за тонну. В феврале 2016 года были приняты поправки, согласно которым акциз на бензин класса 5 с 1 апреля и до конца 2016 года составляет 10130 руб. за тонну, в 2017 году – 7430 руб. за тонну. Да, ставки были увеличены, но хотя бы обозначалась цель их снижения в 2017 году.

По Федеральному закону №34-ФЗ от 29.02.2016.

По проекту «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» такой цели уже нет. Ставку акциза на автомобильный бензин класса 5 Минфин предлагает установить на 2017 год в размере 10130 руб. за тонну, на 2018 год – 10637 руб. за тонну, на 2019 год – 11062 руб. за тонну.

Точно такие же планы Минфин имеет в отношении других массовых нефтепродуктов.

Беседовавшие с «Нефть и Капитал» специалисты сошлись во мнении, что в нефтяных компаниях смирились с ростом фискальной нагрузки в 2017 году, и что последние предложения Минфина по налогам в итоге будут приняты – с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Однако если одновременно будут повышены НДПИ и акцизы и снижена экспортная пошлина (как пока планируется) – все эти три изменения будут стимулировать рост цен на топливо на внутреннем рынке. По опыту прошлых лет, при подобных вводных рост цен начинался задолго до формального принятия решений по налогам. Сейчас же ничего подобного не происходит – по официальным данным (например, ЦДУ ТЭК) средние цены на АЗС не растут, а по некоторым нефтепродуктам – даже падают.

Данный феномен позволяет предположить, что действует некая неформальная установка власти, запрещающая компаниям поднимать цены в рознице. Если такой режим «ручного управления» сохранится и в 2017 году, то финансировать возросшие аппетиты бюджета нефтяникам придется исключительно за счет своих прибылей.

Налоговая реформа в нефтегазовой отрасли может привести к социальному взрыву

Задумывается эта реформа, прежде всего, в интересах бюджета. Размер экспортной пошлины привязан к мировым ценам на углеводороды. В условиях их низкого уровня поступления в казну сокращаются пугающими темпами. Если физический объем экспорта российской нефти по итогам первого полугодия вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 127,8 млн тонн, то за это же время доходы России от экспорта нефти сократились на 30% – до 39,3 млрд долларов.

К числу важных новшеств, которые ожидают отечественную экономику в будущем году, необходимо отнести т.н. налоговый маневр. В настоящее время российские компании, добывающие природные ресурсы и экспортирующие их за рубеж, платят экспортную пошлину плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр предполагает сокращение до 30% в 2017 г. с нынешних 42% экспортной пошлины и последующее ее обнуление в 2018 г. с переносом фискальной нагрузки сырьевого сектора на НДПИ, ставка которого, по одному из вариантов, в будущем году вырастет для нефти до 919 руб. за тонну с нынешних 857 рублей.

Что же касается НДПИ, то для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. А с количеством у нас полный порядок. В августе этого года объемы добычи нефти в России превысили 11 млн баррелей в сутки - максимальный показатель за последние 25 лет. Этот рекорд лишь немного уступает абсолютному максимуму СССР, который был достигнут в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки, причем с учетом данных Азербайджана и трех среднеазиатских республик.

Налоговый маневр может быть дополнен налогом на добавленный доход (НДД), которым облагаются не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Законопроект о переходе на НДД (при сохранении НДПИ) в нефтяной отрасли должен вступить в силу с 2017 года, а начать применяться с 2018 года, как следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. По подсчетам Минфина внедрение этих новаций и отмена экспортных пошлин на нефть может принести бюджету около 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Все бы ничего, только у налогового маневра есть одно очень неприятное последствие. Экспортная пошлина формирует разницу между внутренними и внешними ценами на углеводороды. Снижение пошлины, тем паче ее ликвидация приведет к нивелированию цен.

Данную проблему в 2012 году обстоятельно проанализировали специалисты Института экономической политики им. Гайдара, которые в принципе ратуя за налоговый маневр, вынуждены были сделать весьма красноречивое признание: «Основная проблема такой реформы заключается в том, что неизбежный при отмене экспортных пошлин рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, оказать негативное влияние на благосостояние потребителей, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности в обществе».

В соответствующих ведомствах, безусловно, наслышаны об этих рисках, потому по поводу реформы и вариантов ее реализации продолжается оживленная дискуссия. На днях А. Дворкович отметил, что правительство продолжает обсуждать объемы, и механизмы повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на 2017-2019 годы: «Мы обсуждаем три основных вопроса. Первое – завершение налогового маневра, здесь есть общая готовность это делать, то есть экспортная пошлина должна снизиться до 30%, должен подняться НДПИ. Вторая часть – это то, что касается планов правительства мобилизовать чуть больше доходов от нефтяного сектора, это мы пока обсуждаем, как это сделать, в каком объеме, в каком соотношении к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизов».

Про акцизы стоит упомянуть отдельно. В 2017 году планируется сокращение ставки акцизов на топливо, в частности акциз на бензин должен уменьшится с действующей ставки 10,13 тыс рублей до 7,43 тыс рублей за тонну. Однако недавно стало известно, что в правительстве обсуждается схема, которая подразумевает более скромное повышение ставок НДПИ за счет сохранения или даже повышения акцизов. Этот вариант продавливают нефтяники под предлогом необходимости сохранения инвестиционных программ добывающих компаний.

Таким образом, за счет повышения цен на топливо они рассчитывают рост налоговой нагрузки на отрасль частично переложить на потребителей.

Опрошенные РИА Новости аналитики подсчитали, что если государство примет решение о сборе дополнительных средств в бюджет только за счет роста акцизов на топливо, они вырастут в среднем на 18% и составят дополнительно 1,4-1,6 рубля за литр бензина, 0,7-0,8 рубля за литр дизеля, что может привести к пропорциональному росту цен.

Получается, что налоговый маневр может спровоцировать двойной удар по частному потребителю и экономическим субъектам: за счет роста внутренних цен на топливо и за счет роста акцизов, который опять же повлечет за собой рост цен. Если первое – неизбежное следствие отмены экспортных пошлин, то второе результат лоббистских усилий нефтяных корпораций. И это в данной ситуации самое тревожное, поскольку на всевозможных правительственных совещаниях интересы потребителей, похоже, никто не представляет.

Специально для «Столетия»

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли с 2019 года - резкая отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с повышением НДПИ - могла бы принести бюджету РФ около 4,4 трлн руб. до 2025 года, считают эксперты Института Гайдара. При этом они не предлагают компенсационного снижения акцизов, из-за чего с 2019 по 2024 год цены на бензин могут вырасти на 17% без учета инфляции. Российским НПЗ, большая часть которых в глубине страны из-за маневра окажется в зоне отрицательной рентабельности, предлагается дать субсидии, которые будут постепенно сокращаться до нуля к 2024 году в рамках логики «модернизируйся или умри». Источники “Ъ” в отрасли и правительстве, а также аналитики считают предложение недостаточно продуманным.


Тема завершения налогового маневра в нефтяной отрасли была вновь поднята в сентябрьском выпуске мониторинга экономического развития РФ, который делают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Под налоговым маневром понимается отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и перенесение налоговой нагрузки полностью на добычу нефти через увеличение НДПИ. По оценке заведующего лабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Андрея Каукина, завершение маневра с 1 января 2019 года дало бы в следующие пять лет прирост доходов бюджета на 4,4 трлн руб., а также способствовало бы оптимизации нефтепереработки в РФ. Эксперты института предлагают сохранить акцизы на бензин на уровне 2018 года, в результате чего, по их оценкам, розничные цены на бензин с 2019 по 2024 год вырастут на 16,7% в реальном выражении вследствие роста внутренних цен на нефть (из-за повышения НДПИ) и снижения экспортного netback (из-за обнуления пошлин). Минфин, который разрабатывал сходные предложения в 2016 году, предусматривал снижение акцизов, чтобы отчасти защитить потребителей от роста цен на топливо.

Эксперты института, как и Минфин ранее, предлагают дать НПЗ субсидии, поскольку без них даже самые современные российские заводы окажутся на грани рентабельности, а большинство заводов - за ней. Сейчас уровень экспортных пошлин на светлые нефтепродукты существенно ниже, чем на нефть, и эта разница является фактически налоговой субсидией для нефтепереработки. С обнулением пошлин эта субсидия исчезнет.

При этом эксперты Института Гайдара предлагают давать «паушальную субсидию» (единовременная выплата) всем НПЗ, которая будет вначале довольно значительна (841 млрд руб. в 2019 году), однако к 2024 году должна сократиться до нуля. Такой подход, по мнению авторов мониторинга, заставит НПЗ либо модернизировать производство, либо закрыться. «Некоторые заводы без модернизации своих мощностей не смогут функционировать с положительной рентабельностью и будут вынуждены запустить процесс модернизации. Субсидия таким НПЗ направлена на обеспечение их функционирования в переходном периоде. Субсидия также может быть предоставлена тем НПЗ, которые уже начали процесс модернизации для обеспечения возврата на уже осуществленные инвестиции»,- отмечают они. Но остается неясным, как будет определяться субсидия для конкретных НПЗ.

Между тем этот вопрос является ключевым в дискуссии о завершении налогового маневра. Когда идея о резком завершении маневра впервые появилась в Минфине в 2015 году, она рассматривалась прежде всего как средство экстренного наполнения бюджета в условиях, если цены на нефть будут устойчиво ниже $40 за баррель. Уже в 2016 году, когда бюджетная ситуация улучшилась, Минфин прекратил настойчиво лоббировать завершение маневра.

Сложность ситуации в том, что нефтепереработке РФ в целом необходимы субсидии из-за так называемого логистического отставания заводов, расположенных вдалеке от портов в глубине страны. Это связано с тем, что перевозка нефтепродуктов по железной дороге заведомо дороже, чем транспортировка нефти по трубопроводу. В нормальных экономических условиях всегда будет выгоднее экспортировать нефть и перерабатывать ее на НПЗ в Европе или Азии, расположенных рядом с потребителями. Поскольку нефтепереработка в РФ ориентирована на экспорт (как минимум мазута и дизтоплива), она без субсидий не сможет конкурировать с зарубежными НПЗ, даже если полностью модернизировать российские заводы. Это приведет к тому, что часть НПЗ в России нужно будет закрыть, что существенно повлияет на топливный баланс в регионах. Как не раз отмечали собеседники “Ъ” в Минэнерго, придется решать социальные вопросы и так далее, так как до сих пор в России не было опыта закрытия крупных НПЗ.

Соответственно, вопрос в том, по каким критериям выдавать субсидии. Если выдавать их исходя из поддержания нормальной рентабельности всех НПЗ, это приведет к абсурдной ситуации, когда наибольшую субсидию получат наиболее примитивные и технологически отсталые «самовары», владельцы которых не вкладывались в модернизацию. Другой вариант - выдавать субсидии в «ручном режиме» исходя из важности того или иного завода для обеспечения топливом российских потребителей (так отсекаются небольшие простые НПЗ). Но такой механизм не слишком справедлив по отношению к владельцам крупных модернизированных НПЗ, которым субсидия может не понадобиться.

В конце 2016 года обсуждался вариант привязать выдачу субсидий к поставкам бензина на внутренний рынок (де-факто это субсидирование производства бензина). Проблема этого варианта, в частности, в том, что тогда наибольший удельный размер субсидий получали бы ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» - владельцы сравнительно новых НПЗ, а «Роснефть», на которую ляжет основная нагрузка в виде роста НДПИ, получит сравнительно меньше и к тому же должна будет быстрее модернизировать свои мощности. Кроме того, подобные субсидии были бы «вечными», тогда как в Институте Гайдара предлагают довольно быстро обнулить их.

«Завершение налогового маневра необходимо, но, предлагая резкую отмену экспортных пошлин, нужно учесть, что это приведет к существенному сокращению нефтепереработки и закрытию ряда крупных НПЗ»,- отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Даже если предположить, что все НПЗ пойдут по пути модернизации, логистическое отставание заводов в глубине России не позволит им успешно конкурировать при экспорте нефтепродуктов с заводами близ границы и в портах. Это отставание потребуется компенсировать субсидиями из бюджета, что не заложено в предложении экспертов.

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков . — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал полный пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.

В субботу на официальном портале правовой информации был опубликован подписанный президентом закон об изменениях в Налоговый кодекс. Это последний документ в пакете законов о завершении маневра. Накануне, 3 августа, был опубликован закон о постепенном снижении, вплоть до обнуления, экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра.

В целом маневр предусматривает, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон "О таможенном тарифе" и в Налоговый кодекс.

Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов.

Суть маневра

По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема.

В целях поддержки удаленных от основных рынков сбыта НПЗ закон вводит логистический коэффициент к акцизу на нефтяное сырье (от 1 до 1,5), позволяющий увеличить вычет на такое сырье в зависимости от региона нахождения завода. Так, коэффициент 1,05 сможет применять Омский НПЗ, 1,1 — Коченевский и Антипинский НПЗ, 1,3 — Ухтинский НПЗ, 1,4 — Ангарский НПЗ, 1,5 — Ачинский НПЗ.

Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 года по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина пятого класса. Требование об обязательных поставках не будет распространяться на заводы, ранее заключившие четырехсторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации. НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тысяч тонн нефти в 2017 году.

Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, чтобы компенсировать нефтяникам недополученное от экспорта топлива и таким образом сдержать внутренние цены.

Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным. То есть, как поясняли в Минэнерго и Минфине, при росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 году — 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой, чтобы компании не повышали цену внутри РФ. При снижении мировых цен на нефть нефтяники будут перечислять в бюджет те же 50%.

Маневр предполагает и право правительства в случае форс-мажора, а именно резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке, вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Правительству предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.

Ранее Госдумой был принят закон, который позволяет правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин — 55%.